281

Яндекс.Метрика

 

Школьная система оценки качества образования

Школьная система оценки качества образования

Школьная система оценки качества образования КГБОУ «Ачинская школа № 3»
    Система оценки качества образования КГБОУ «Ачинская школа № 3» включает в себя внешнюю оценку и внутреннюю.
     Процедуры внешней оценки качества образования в начальной школе:
-    Стартовая диагностика;
-    Итоговая диагностика 1-х, 2-х.3-х классов;
-    Краевые контрольные работы;
-    Всероссийские проверочные работы в 4 классе.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
    В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в краевом государственном бюджетном общеобразовательном учреждении «Ачинская общеобразовательная школа № 3» разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.
    Особенностями системы оценки являются:
•    комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
•    использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
•    оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
•    оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
•    сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
•    использование персонифицированных процедур в целях итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур в целях оценки состояния и тенденций развития  системы образования, а также в иных аттестационных целях;
•    уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
•    использование накопительной системы оценивания, характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений (портфолио);
•    использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами  таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;
•    использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.
    Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования личностных, метапредметных и предметных.
    Интерпретация результатов оценки ведётся на основе контекстной информации об условиях и особенностях деятельности участников образовательного процесса. В частности, итоговая оценка обучающихся определяется с учётом их стартового уровня и динамики образовательных достижений.
    Система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения.  Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития обучающихся.

    В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).
    Внешние неперсонифицированные мониторинговые исследования проводятся специалистами  Центра оценки качества образования  один раз в год (или другой срок проведения исследований) на выпускниках начальной школы.
Используются следующие формы оценки:
1.    Безотметочное обучение – 1 класс;
2.    Пятибалльная система -2-4 классы;
3.    Накопительная система оценки – портфолио.

Оценка личностных результатов

Объектом оценки личностных результатов начального образования является:
•    сформированность внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению,
•    ориентация на содержательные моменты образовательного процесса — уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками — и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;
•    сформированность основ гражданской идентичности — чувства гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий, любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира, развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;
•    сформированность самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
•    сформированность мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;
•    знание моральных норм и сформированность морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.

Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке.
Однако текущая (выборочная) оценка  личностных результатов осуществляется:
−    в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований специалистами, не работающими в школе и обладающими необходимой компетенцией в сфере психолого-педагогической диагностики развития личности;
−    в рамках системы внутренней оценки (ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов):
— оценка личностного прогресса в форме портфеля достижений (портфолио ученика начальной школы);
— оценка знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений о поступках и действиях людей (по ответам на задания по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, основам духовно-нравственной культуры);
— психологическая диагностика (проводится по запросу родителей или педагогов и администрации при согласии родителей).
Внутренняя оценка.
1. Оценка личностного прогресса. Она проводится  по контекстной информации – интерпретации результатов педагогических измерений на основе портфеля достижений. Педагог может отследить, как меняются, развиваются интересы ребенка, его мотивация, уровень самостоятельности, и ряд других личностных действий.  Главный критерий личностного развития – наличие положительной тенденции развития.
2. Оценка знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений о поступках и действиях людей является также накопительной. Результаты фиксируются в листах анализа проверочных, тестовых работ (+, -, +/-), накопительная оценка показывает освоенность данных учебных действий.
 3.Психологическая диагностика проводится психологом, имеющим специальную профессиональную подготовку в области возрастной психологии (по запросу родителей или педагогов и администрации при согласии родителей)  по  вопросам:
•    сформированности внутренней позиции обучающегося;
•    ориентация на содержательные моменты образовательного процесса;
•    сформированность самооценки;
•    сформированность мотивации учебной деятельности.
Оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы.
Оценка метапредметных результатов
Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.
Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов и курсов внеурочной деятельности.
Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в разделах «Регулятивные учебные действия», «Коммуникативные учебные действия», «Познавательные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования, а также планируемых результатов, представленных во всех разделах подпрограммы «Чтение. Работа с текстом» «ИКТ – компетентность».
    Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий,
Уровень сформированности универсальных учебных действий, представляющих содержание и объект оценки метапредметных результатов, может быть качественно оценен и измерен в следующих основных формах:
- выполнение специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий;
- выполнение проверочных заданий по  предметам,  так  как условие успешности  их выполнения  является уровень сформированности ряда познавательных и регулятивных действий обучающихся, проверочные задания, требующие совместной работы обучающихся на общий результат, позволяют оценить сформированность коммуникативных учебных действий;
 - выполнения комплексных заданий на межпредметной основе, в частности, широкие возможности для оценки сформированности метапредметных результатов открывает использование проверочных заданий, успешное выполнение которых требует освоения навыков работы с информацией.
Таким образом, оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. В итоговые проверочные работы по предметам или в комплексные работы на межпредметной основе целесообразно выносить оценку (прямую или опосредованную) сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованную оценку сформированности ряда коммуникативных и регулятивных действий.
Для оценивания уровня достижения планируемых метапредметных (регулятивных и некоторых личностных) результатов     используются  диагностики. Педагоги, обобщая  свои наблюдения, на основе естественной суммы впечатлений о характере деятельности каждого ученика сопоставляет их с описанием уровней в таблицах.
Мониторинг освоения учебных программ и сформированности регулятивных, познавательных, коммуникативных учебных действий может осуществляться на материалах учебников и рабочих тетрадей УМК Л.В. Занкова, представленных на листах с проверочными и тренинговыми заданиями. Проверочные работы по предметам включают задания, проверяющие уровень освоения УУД на каждом этапе обучения. Мониторинг сформированности метапредметных учебных умений предполагает использование накопительной системы оценки в ходе текущего образовательного процесса. Для этих целей может использоваться как портфолио, так и таблицы «Оценка метапредметных результатов обучения». Таблицы содержат перечень универсальных учебных действий, формируемых на каждом этапе обучения (в течение года). Здесь же учитель фиксирует успешность выполнения каждым учеником заданий проверочных и контрольных работ, нацеленных на проверку регулятивных и познавательных УУД. Заполненные таблицы позволяют провести качественный анализ индивидуальных достижений учащихся, выявить пробелы и скорректировать  работу по освоению УУД. При анализе результатов мониторинга, наблюдений учителя, материалов портфолио учащегося становится очевидным: осуществляет ли ребенок УУД на определенном учебном материале или на разном.  Использование учебного действия в различных ситуациях на разном материале говорит о том, что оно освоено ребенком как универсальный способ.
Учебно-методическое обеспечение системы оценки предметных и метапредметных результатов:

Виды работ 1 класс 2-3 классы 4 класс
Стартовая диагностика (сентябрь-октябрь) Методики разработанные в системе Л.В. Занкова; УМК «Школьный старт»

Входные контрольные работы.

Диагностические работы УМК «Учимся учиться и действовать» (для вновь прибывших)

Формирующая (текущая и промежуточная ) оценка

Тематические проверочные и контрольные

работы

Контрольные проверочные работы по системе Л.В. Занкова;

Сборник заданий по математике (И.И. Аргинская);

Сборники заданий для текущего и промежуточного контроля по математике и русскому языку;

Контрольные работы по полугодиям

Контрольные работы по системе Л.В. Занкова (1 полугодие и 2 полугодие);

Диагностические работы на конец года

УМК «Учимся учиться и действовать»

Итоговая

Итоговая контрольная работа

Не проводится

Контрольные работы по предметам;

Диагностические работы Материалы ЦОКО Материалы ЦОКО, ВПР

Оценка предметных результатов

Объектом оценки предметных результатов является освоение учащимися предметных знаний и способов действия для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
В качестве содержательной и критериальной базы оценки выступают планируемые предметные результаты.
Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения проверочных работ.
В учебном процессе для выявления причин затруднения в освоении предметных результатов проводятся диагностические работы, для  определения уровня освоения предметных результатов – промежуточные и итоговые проверочные работы.  Результаты, полученные в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме накопительной оценки – портфолио.
Образовательная организация сама определяет те виды работ, которые будут проводится в течение периода начального обучения.   
    Действуют следующие уровни  достижения предметных результатов:  не достигнут необходимый уровень, достигнут необходимый  (базовый) уровень,   достигнут повышенный уровень, достигнут максимальный уровень. Качественная  оценка по уровням успешности может быть переведена в отметки по балльной   шкале. Соответствие уровней успешности обучающихся в пятибалльной шкале.

Уровень успешности 5 – балльная шкала Процентная шкала

Повышенный уровень

(решение нестандартной задачи, где потребовалось применить новые знаний по изучаемой в данный момент теме, либо уже усвоенные знания умения, но в новой, непривычной ситуации)

«5» - отлично

(успешное решение с незначительной ошибкой, решение без посторонней помощи)

95% -100%

Базовый   уровень

(решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовалось применить уже отработанные умения и усвоенные знания)

«4» - хорошо

( частично успешное решение, с незначительной ошибкой, или решение с посторонней помощью)

«3» - удовлетворительно

(частичное успешное решение, с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или решение с посторонней   помощью)

70% - 94%

55% - 69%

Низкий уровень

(не достигнут необходимый уровень, не решена типовая, много раз отработанная задача)

«2» - неудовлетворительно

(отсутствие решения, неверное решение)

0% – 54%


Итоговая оценка предметных и метапредметных результатов

Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования является достижение предметных и метапредметных  результатов начального общего образования, необходимых для продолжения образования.
В образовательном учреждении проводится мониторинг результатов выполнения итоговых работ. Основным инструментом итоговой оценки выпускников начальной школы являются итоговые контрольные работы – система заданий различного уровня сложности по литературному чтению, русскому языку, математике, окружающему миру, работы в форме группового проекта.
    При определении итоговой оценки учитываются результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируемые в форме портфолио. Достижение опорного (базового) уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребенка, как исполнение им требований стандарта. А оценка индивидуальных образовательных достижений ведется «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного (базового) уровня и его превышение (повышенный уровень). Это позволяет поощрять продвижение учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учетом зоны ближайшего развития.
Анализ достижений учащихся включает:
- текущую успеваемость обучающихся;
- динамику личных достижений учащегося в освоении предметных умений;

- активность и результативность участия обучающихся в выставках, конкурсах, соревнованиях;
- активность участия и рост самостоятельности в проектной и внеурочной деятельности;
- динамику состояния физического здоровья ребенка
Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – портфолио ученика. Накопительная система портфолио учащегося позволяет осуществить оценку динамики индивидуальных образовательных достижений ребёнка. Портфолио предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность. Формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само- и взаимооценки дают возможность учащимся не только освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, но и способствуют развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты. Педагог на каждом этапе обучения вместе с ребенком выбирает, что является для него результатом на сегодняшний день. Оценочная деятельность самого педагога направлена на то, чтобы стимулировать учебно-познавательную деятельность ребенка и корректировать ее. Вместе с тем педагог передает ребенку нормы и способы оценивания (не выставления отметки, а фиксации качества, например разборчивость письма, грамотность, способа действий и т.д.), способствует выработке у ребенка самооценки своего труда. Отбирая в свое портфолио творческие, проектные работы,  ребенок проводит рефлексию сделанного, а педагог может отследить как меняются, развиваются интересы ребенка, его мотивация, уровень самостоятельности и другие личностные и метапредметные действия.  
Формами  представления образовательных результатов являются:
•    табель успеваемости по предметам;
•    тексты итоговых диагностических контрольных работ, диктантов и анализ их выполнения обучающимся;
•    устная оценка учителем успешности результатов, достигнутых учащимся, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предметам;
•    портфолио ученика;  
•    результаты психолого-педагогических исследований, иллюстрирующих динамику развития отдельных интеллектуальных, личностных качеств обучающегося, УУД.


Критериями оценивания являются:

•    соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;
•    динамика результатов предметной обученности, формирования УУД.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования
Процедуры внешней оценки качества образования в основной школе:
    - государственная итоговая аттестация (ГИА) в форме ОГЭ и ГВЭ;
    - краевые контрольные работы

    Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования включает преемственность с системой оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы начального общего образования, использует комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования личностных, метапредметных и предметных.

    Система оценивания образовательных результатов

    

Особенности системы оценивания

Объект   оценивания

ЗУН, познавательные, регулятивные результаты

Личностные   результаты

Форма Персонифицированная количественная оценка

Персонифицированная/

Неперсонифицированная качественная оценка  

Средства фиксации результатов оценки Листы достижений, классные журналы, справки по результатам внутришкольного   контроля Дневники наблюдения   учителя (классного руководителя, воспитателя ГПД, психолога)
Способ (поэтапность процедуры) Тематические контрольные   работы, тестовый контроль, диагностические работы, задания частично-поискового характера. Проектная   деятельность, участие в общественной жизни класса, портфолио, задания творческого характера.
Условия эффективности системы оценивания Систематичность, личностно-ориентированность, позитивность

          

В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).

Формы и виды контрольно-оценочных действий школьников основной ступени обучения

№/ п Вид КОД Время проведения Содержание Формы и виды оценки
1 Стартовая работа Начало сентября Определяет актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, а также намечает «зону ближайшего развития» и предметных знаний, организует коррекционную работу в зоне актуальных знаний Фиксируется учителем. Результаты работы не влияют на дальнейшую итоговую оценку школьника.
2. Самостоятельная (проверочная работа, практикум)

По мере изучения темы

Направлена, с одной стороны, на возможную коррекцию результатов предыдущей темы обучения, с другой стороны, на параллельную отработку и углубление текущей изучаемой учебной темы. Задания составляются на двух уровнях: 1 (базовый) и 2 (повышенный) по основным предметным содержательным линиям Учащийся сам оценивает все задания, которые он выполнил, проводит рефлексивную оценку своей работы: описывает объем выполненной работы; указывает достижения и трудности в данной работе; количественно в балльной шкале оценивает уровень выполненной работы. Учитель проверяет и оценивает выполненные школьником задания отдельно по уровням, определяет процент выполненных заданий и качество их выполнения. Далее ученик соотносит свою оценку с оценкой учителя и определяется дальнейший шаг в самостоятельной работе учащихся
3. Контрольная работа Проводится по завершению изучения темы или раздела Работа задается на двух уровнях: 1 (базовый) и 2 (повышенный). Учитель проверяет и оценивает только те задания, которые решил ученик и предъявил на оценку.
4. Выполнение проектной работы Проводится 2-3 раза в год Направлена на выявление уровня освоения ключевых компетентностей Экспертная оценка по специально созданным экспертным картам. По каждому критерию 0-1 балл
5. Посещение предметно-ориентированных кружков (ПОК) Проводится 1 раз в неделю Решает проблемы и трудности учащихся в обучении Фиксируется учителем
6. Посещение консультаций Проводится 1 раз в неделю Ставит задачу организации учебного сотрудничества, рефлексивной деятельности Фиксируется учителем
7. Выполнение и защита итогового индивидуального проекта Проводится 1 раз в год Направлена на выявление уровня освоения ключевых компетентностей и метапредметных умений, навыков и способов действий Экспертная оценка по специально созданным экспертным картам
8. Итоговая проверочная работа Конец апреля- май Включает основные темы учебного года. Задания рассчитаны на проверку не только знаний, но и развивающего эффекта обучения. Задания разного уровня, как по сложности (базовый, повышенный), так и по уровню опосредствования (формальный, рефлексивный, ресурсный) . Сравнение результатов стартовой и итоговой работы
9. ГИА для выпускных классов Конец мая- июнь Направлена на выявление уровня освоения ключевых компетентностей, метапредметных умений, навыков и способов действий, предметных знаний Оценивание многобалльное (независимая внешняя оценка)
10. Предъявление (демонстрация портфолио) достижений ученика за год. Май месяц Каждый учащийся в конце года должен продемонстрировать (показать) все, на что он способен. Философия этой формы оценки в смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; перенос педагогического ударения с оценки на самооценку

           

Система оценки КГБОУ «Ачинская общеобразовательная школа № 3» ориентирована на стимулирование стремления обучающегося к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.

linia doveria

 

pdd

 nujno