281

Яндекс.Метрика

 

Инструкция №83 по ОТ водителя

Министерство образования и науки Красноярского края

Краевое государственное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении

«Ачинская санаторная школа-интернат»

Согласовано                                                              Утверждаю

Инженер по ОТ и ТБ______________                   Директор ___________ И.Л. Шадрина

«___» ______________________2008 года               «___» ____________________2008

ИНСТРУКЦИЯ

по охране труда водителей

ИОТ - 083-2008

1. Общие требования безопасности.

1.1 По профессии водитель автомобиля может работать лицо не моложе 18 лет, имеющее специальное образование по данной профессии,   под­твержденное соответствующими документами, прошедшее медицинское освидетельствование и не имеющее противопоказаний к выполнению данного вида работ, имеющее группу допуска по электробезопасности не ниже II при работе в электроустановках до 1000 В по ПТЭЭП.

 

1.2.  Перед допуском к самостоятельной  работе водитель автомобиля проходит:

- вводный инструктаж по охране труда и первичный  инструктаж по пожарной безопасности на предприятии;

- первичный инструктаж на рабочем месте;

- стажировку не менее 2-х недель;

- обучение безопасным методам работы, приемам освобождения пострадавшего от действия электрического тока и оказанию первой помощи при несчастных случаях;

- проверку знаний по охране труда по основной профессии;

- проверку знаний норм и правил работы в электроустановках соответствующие его квалификационной группе.

 

1.3 Водители автотранспорта при производстве работ согласно своей квалификации должны знать и выполнять требования инструкции завода-изготовителя  по эксплуатации транспортного средства.

 

1.4. Организация-владелец транспортных средств обязана обеспечить своевременным техническим обслуживанием и ремонтом транспортного средства, а также средствами безопасности: углекислотным огнетушителем, аварийным предупреждающим знаком, аптечкой.

2. Требования безопасности перед началом работы.

2.1. Перед началом работы водитель обязан:

а) убедиться в наличии удостоверения на право управления автомобилем и о проверке знаний безопасных методов работ;

б) иметь при себе талон технического паспорта автомобиля и путевой (маршрутный) лист;

в) получить наряд-задание на выполнение работы и путевой лист, пройти инструктаж по специфике предстоящих работ и предрейсовый осмотр;

г) надеть спецодежду и спецобувь установленного образца.

 

2.2. После получения наряда-задания водитель обязан:

а) проверить наличие медицинской аптечки, огнетушителей и комплекта инструментов;

б) в целях обеспечения безопасной и бесперебойной работы на линии проверить техническое состояние автомобиля, обратив внимание на исправность шин, тормозов, рулевого управления, болтов крепления карданного вала, исправность проводки, фар, стоп-сигнала, указателей поворотов, звукового сигнала, контрольно-измерительных приборов, зеркал заднего вида;

 

в) произвести ежесменное техническое обслуживание и заправку автомобиля топливом, маслом, водой, антифризом (в холодное время года) и тормозной жидкостью, проверить уровень электролита в аккумуляторной батарее;

 

г) после заправки автомобиля топливом и маслом вытереть насухо все части машины, испачканные нефтепродуктами. Пролитые во время заправки горючесмазочные материалы убрать с помощью ветоши, песка или опилок;

 

д) проверить работоспособность и исправность двигателя на холостом ходу, осветительных приборов, а также проверить на малом ходу работу тормозов и рулевого управления;

 

е) предъявить автомобиль ответственному за выпуск технически исправных машин из гаража (механику) и получить отметку в путевом листе о технической исправности автомобиля.

 

2.3. Водитель не должен выезжать на линию при следующих нарушениях требований безопасности:

а) неисправностях механизмов и систем, при которых запрещается эксплуатация автомобиля;

б) несоответствии характеристик автомобиля характеристикам груза по объему, грузоподъемности, длине и другим параметрам;

отсутствии или неисправности осветительных приборов, зеркал заднего вида, сигнального устройства, огнетушителей.

2.3 Обнаруженные нарушения следует устранять собственными силами, а при невозможности сделать это водитель обязан сообщить о них лицу, ответственному за содержание автомобиля в исправном состоянии, а также лицу по надзору за безопасной эксплуатацией автомобилей.

3. Требования безопасности во время работы.

 

3.1. Во время работы водитель автомобиля обязан:

 

а) выполнять маневрирование, только предварительно убедившись в безопасности маневра для окружающих пешеходов и в отсутствии помех для других транспортных средств;

б) перед выходом из кабины автомобиля выключить двигатель, включить стояночный тормоз и первую передачу, вынуть ключ из замка зажигания, а после выхода из кабины запереть дверцы;

 

в) убедиться в отсутствии движущихся транспортных средств в попутном и встречном направлениях, прежде чем выйти из кабины на проезжую часть;

 

3.2. Для заливки горячей воды при разогреве двигателя следует использовать специальные ведра с носиком в верхней части, создающим направленную струю. При разогреве двигателя при помощи пара или горячего воздуха шланг необходимо присоединить к горловине радиатора и надежно закрепить.

 

3.3. После использования калорифера для прогрева двигателя кабину автомобиля следует проветрить для удаления продуктов сгорания.

 

3.4. При выполнении ремонтных работ водитель обязан выключить двигатель, затормозить автомобиль стояночным тормозом и включить первую передачу.

 

3.5. При остановке на уклоне необходимо подключить под колеса не менее чем два противооткатных упора.

 

3.6. Неисправности системы питания следует устранять только после охлаждения двигателя, а засорившиеся топливопроводы и жиклеры продувать с помощью насоса.

 

3.7. Перед подъемом автомобиля домкратом следует удалить пассажиров из кабины, затормозить автомобиль стояночным тормозом, подложить противооткатные упоры под колеса, не подлежащие подъему, выровнять площадку под домкрат и подложить под него широкую подкладку из древесины.

 

3.8. Выполняя работы, связанные со снятием колес, водитель обязан подставить козелки, а под неснятые колеса - подложить противооткатные упоры.

 

3.9. При накачивании шины колеса, снятого с автомобиля, следует пользоваться приспособлением, предохраняющим от удара при выскакивании замочного кольца.

 

3.10.  Посадку и высадку людей проводить в специально предусмотренных местах или у бровки тротуара (обочины дороги) только после  полной оста­новки автомобиля.

 

3.11. Посадку людей производить только в присутствии лица, ответственного за перевозку (фамилия, которого указана в путевом листе), следить за размещением пассажиров в кузове (салоне), запрещать  им при перевозке на грузо­вом автомобиле стоять в кузове и сидеть на бортах.

3.12. Не допускать проезда людей в кузове (салоне) в количестве, превыша­ющем установленную норму, а также людей, не имеющих отношения к вы­полняемой работе, и пассажиров, находящихся в состоянии алкогольного опьянения.

 

3.13. Требовать от лиц, находящихся в автомобиле, безусловного выполне­ния правил техники безопасности и безопасности движения.

 

3.14.  Перед началом движения убедиться, что обеспечены все условия для безопасной перевозки пассажиров.

 

3.15 При перевозке групп детей на автобусе или грузовом автомобиле спереди и сзади должны быть установлены опознавательные знаки «Пере­возка детей», а в светлое время суток, кроме того, включен ближний свет фар.

 

3.16. Водителям запрещается:

а) перевозить пассажиров в кузове необорудованного автомобиля и без соответствующей записи в путевом (маршрутном) листе, начинать движение при нахождении людей на подножках, крыльях и бортах авто­мобиля.

б) управлять автомобилем в нетрезвом состоянии;

г) использовать камеры для заливки горячей воды при подогреве двигателя;

д) применять для разогрева двигателя газовые горелки, не оборудованные сигнальными устройствами и устройствами, автоматически отключающими подачу газа при его утечке или погасании горелки;

е) пользоваться прямой передачей во время длительного спуска;

ж) двигаться на крутом спуске с выключенным сцеплением или передачей;

и) буксировать порожним автомобилем груженый прицеп;

к) применять в качестве козелков и подставок для автомобиля со снятыми колесами случайные предметы (камни, доски, бочки, диски колес и т.п.);

л) отдыхать или спать в кабине автомобиля с работающим двигателем.

 

3.17. Запрещается выполнять работы по ремонту и обслуживанию автомобиля под приподнятым кузовом самосвала, а также во время погрузочно-разгрузочных работ и в случае установки автомобиля в опасной зоне действующих грузоподъемных механизмов.

 

3.18. При производстве погрузочно-разгрузочных работ водитель обязан выйти из кабины автомобиля и наблюдать за правильностью погрузки или разгрузки автомобиля. Погрузку и разгрузку, а также их крепление на автомобиле следует осуществлять силами и средствами грузоотправителей, грузополучателей или специализированных организаций с соблюдением правил техники безопасности. Водитель обязан проверить соответствие укладки и надежность крепления груза на транспортном средстве, а в случае обнаружения нарушений в укладке груза - потребовать от грузоотправителя устранить их.

 

3.19. При размещении автомобилей на погрузочно-разгрузочных площадках расстояние между автомобилями, стоящими друг за другом (в колонну), должно быть не менее 1 м, а между автомобилями, стоящими в ряд, - не менее 1,5 м. Если автомобили устанавливаются для погрузки вблизи здания, то между зданием и  задним бортом автомобиля должен соблюдаться интервал не менее 1,5 м. Расстояние между автомобилем и штабелем груза должно быть не менее 1м.

 

3.20. При загрузке кузова автомобиля навалочным грузом он должен укладываться не выше борта кузова (стандартного и наращенного) и должен располагаться по всей площади пола. Штучные грузы, возвышающиеся над бортами кузова, необходимо увязывать крепкими исправными канатами.

 

3.21. Ящики, бочки и другой штучный груз должны быть уложены плотно, без промежутков, укреплены или увязаны так, чтобы при движении (резком торможении, трогании с места и крутых поворотах) они не могли перемещаться по полу кузова. При наличии промежутков между местами груза следует вставлять между ними прочные деревянные прокладки и распорки.

При укладке грузов в канатно-бочковой таре в несколько рядов их накатывают по слегам или покатам боковой поверхностью. Бочки с жидким грузом устанавливают пробкой вверх. Каждый ряд должен укладываться на прокладках из досок с подклиниванием всех крайних рядов.

 

3.22. Грузы, превышающие габариты грузовой платформы автомобиля по длине на 2 м и более (длинномерные грузы), должны перевозиться на автомобилях с прицепами-роспусками, к которым грузы должны надежно крепиться.

Запрещается перевозить грузы с концами, выступающими за боковые габариты автомобиля; загораживать грузом двери кабины водителя; располагать длинномерные грузы выше стоек.

Крупногабаритные и тяжеловесные грузы перевозятся в соответствии с требованиями «Инструкции о перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом».

 

3.23. При эксплуатации автомобиля в неблагоприятных атмосферных условиях водитель обязан:

а) во время тумана, сильного снегопада или дождя сбавить скорость, и не обгонять транспортные средства, движущиеся в попутном направлении;

б) не открывать резко дроссельную заслонку и избегать быстрых поворотов рулевого колеса;

в) трогаться с места на обледеневшей дороге на одной из низших передач при слабо открытой дроссельной заслонке;

г) при спуске с уклона торможение выполнять двигателем и притормаживать рабочим тормозом;

д) двигаться по льду рек, водоемов только в случае наличия разрешения службы безопасности движения,  и по специально оборудованным съездам и дорогам, обставленными вехами и имеющим указатели и дорожные знаки, указывающими о максимально допустимой грузоподъемности ледовой переправы. Движение должно осуществляться при открытых дверях кабины водителя. При этом в транспортном средстве не должны находиться люди, кроме водителя. На ледовой переправе запрещается заправлять автомобиль ГСМ и сливать горячую воду из системы охлаждения на лед во избежание его разрушения.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях.

 

4.1. При выходе из строя деталей или агрегатов движущегося автомобиля водитель обязан съехать с проезжей части дороги, выключить двигатель, включить первую передачу и стояночный тормоз, подложить под колеса противооткатные упоры и установить сзади автомобиля предупреждающий знак.

 

4.2. В случае возгорания топлива или перевозимого груза водитель должен погасить огонь при помощи огнетушителей, кошмы, брезента, песка и других подручных средств. При невозможности самостоятельной ликвидации пожара водитель должен вызвать пожарную охрану в установленном порядке и сообщить руководителю работ.

 

4.3. При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан:

а) без промедления остановиться и не трогать с места транспортное средство, а также другие предметы, имеющие отношение к происшествию;

б) вызвать в случае необходимости «Скорую помощь», а если это невозможно, отправить пострадавших на попутном или отвезти на своем транспорте в ближайшее лечебное заведение и сообщить там свою фамилию, номерной знак транспортного средства, после чего возвратиться к месту происшествия;

в) сообщить о случившемся в ГАИ, записать фамилию и адреса очевидцев происшествия и ожидать прибытия работников милиции или следственных органов;

г) если невозможно движение других транспортных средств, освободить проезжую часть, предварительно зафиксировав положение транспортного средства и относящихся к дорожно-транспортному происшествию предметов и следов.

5. Требования безопасности по окончании работы.

 

5.1. По окончании работы водитель обязан:

а) проверить вместе с механиком автомобиль после возвращения с линии;

б) в случае необходимости оставить заявку на текущий ремонт с перечнем неисправностей, подлежащих устранению;

в) выключить двигатель;

г) при безгаражном хранении автомобиля в зимнее время слить воду из радиатора и двигателя, затянуть рычаг стояночного тормоза;

д) закрыть кабину на замок;

е) сообщить руководителю работ или ответственному за содержание автомобиля в исправном состоянии о всех неполадках, возникших во время работы.

 

 

 

Зам. Директора по АХР

________С.А.Гридин

linia doveria

 

pdd

 nujno