281

Яндекс.Метрика

 

Программа ПДД

ПРОГРАММА по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма и изучению правил дорожного движения среди учащихся «БЕЗОПАСНАЯ ДОРОГА»

ПРОГРАММА

по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма и изучению правил дорожного движения среди учащихся

«БЕЗОПАСНАЯ ДОРОГА»

Разработана: коллективом КГБОУ«Ачинская

общеобразовательная школа № 3»

Ачинск

2015г.

Везде и всюду правила, их надо знать всегда.
 Без них не выйдут в плаванье из гавани суда.
 Выходят в рейс по правилам полярник и пилот.
 Свои имеют правила водитель, пешеход.

 

Пояснительная записка

1. Введение

Автомобилизация страны, увеличение интенсивности движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах создают объективные предпосылки для возникновения ДТП, несчастных случаев с участниками дорожного движения, особенно с детьми и подростками. Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения, которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека.

Основным концептуальным положением данной программы является понимание того, что вопросы профилактики ДДТТ и изучения ПДД мы рассматриваем как один из аспектов личной безопасности ребенка.

Программа ориентирована на детей школьного возраста и направлена на то, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали историю возникновения правил дорожного движения, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях, на практике применяли свои знания.

Работая над составлением программы, учитывались требования регионального стандарта, изучались рекомендации работников ГИББД, интересы детей, возрастные особенности учащихся.

Программа соответствует УМК «Безопасность дорожного движения. 1-4 классы» (под общей редакцией П.В. Ижевского), «Безопасность дорожного движения. 5-9 классы» (под общей редакцией А.Т. Смирнова) и программе общеобразовательных учебных заведений Российской Федерации «Правила безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах».

Данная программа направлена на решение задачи не только обучения детей правопослушному и безопасному поведению на улицах, дорогах и в транспорте, но и их воспитания.

В основе программы лежат педагогические закономерности, инновационные и традиционные принципы, формы и методы обучения и воспитания. Главная задача – научить детей культуре поведения на дорогах и улицах. В программу входят занятия, которые помогают детям ориентироваться в дорожных ситуациях и на практике применять полученные знания.

С первых занятий дети знакомятся с историей ПДД. Это помогает учащимся понять значение и важность того или иного правила. Практические занятия помогают детям увидеть наглядно, как выполняются правила дорожного движения водителями и пешеходами, познакомиться с работой сотрудников ГИБДД.

2. Нормативно-правовое обеспечение программы:

- Конституция РФ;

- Конвенция о правах ребёнка;

- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (29 декабря 2012 г.);

- Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» принят Государственной Думой 15 ноября 1995 года;

- Программа общеобразовательных учебных заведений Российской Федерации «Правила безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах»;

- Постановление Правительства РФ "О Правилах дорожного движения" от 23.10.1993 N 1090

(действующая редакция от 19.12.2014);

- Федеральная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах" Постановление Правительства РФ от 03.10.2013г. №864;

- Распоряжение Губернатора Красноярского края "О дополнительных мерах в области обеспечения безопасности дорожного движения в Красноярском крае" от 04.08.2014г.;

- Совместный план мероприятий по профилактике ДДТТ на 2013 – 2015 годы Госавтоинспекцией края и Министерством образования и науки Красноярского края;

- Устав КГБОУ«Ачинская общеобразовательная школа № 3».

3. Понятия, используемые в Программе:

Транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

Водитель транспортного средства - лицо, управляющее транспортным средством (в том числе обучающее управлению транспортным средством). Водитель может управлять транспортным средством в личных целях либо в качестве работника или индивидуального предпринимателя.

Дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Участник дорожного движения- лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства.

Безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

Дорожное движение - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, либо причинен иной материальный ущерб.

Организация дорожного движения - комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах.

Правила дорожного движения (ПДД) – устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Утверждены Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 23.10.1993г. №1090 (в редакции Постановлений Правительства РФ от 08.01.1996г. №3, то 31.10.1998г. №1272, от 21.04.2000г. №370 и от 24.02.2001г. №67).

Велосипед - транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет, по крайней мере, два колеса и приводится в движение, как правило, мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.

Пассажир - лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).

Проезжая часть - элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

Стоянка - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.

Тротуар - элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.

Пешеходный переход - участок проезжей части, обозначенный знаками и (или) разметкой и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками.

ОБЖ – «Основы безопасности жизнедеятельности» - учебная программа, реализуемая в учебных заведениях, предназначенная для обучения основам безопасности жизнедеятельности детей в сфере гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности, безопасности дорожного движения.

ДДТТ - детский дорожно-транспортный травматизм.

ГИБДД – Государственная инспекция по безопасности дорожного движения.

4. Место программы в воспитательной системе школы:

Программа по профилактике дорожно-транспортных происшествий и изучению правил дорожного движения среди учащихся школы следует рассматривать как составную часть общей воспитательной работы школы.

5. Способы реализации программы:

Программа по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма и изучению правил дорожного движения среди учащихся «БЕЗОПАСНАЯ ДОРОГА» рассчитана на учащихся 1 – 9 классов и на их родителей (законных представителей). Данная программа структурно состоит из:

- программы для учащихся 1 – 4 классов «Безопасность дорожного движения»;

- программы для учащихся 5 – 9 классов «Безопасность дорожного движения»;

- плана мероприятий с родителями (законными представителями);

- плана работы с педагогами школы – интерната;

- плана общешкольных, городских мероприятий;

- плана взаимодействий и мероприятий с ГИБДД г. Ачинска.

Занятия проводятся из расчета 1 час в неделю по программам «Безопасность дорожного движения», 34 часа – учебный год; 1 час в месяц – план мероприятий с родителями (законными представителями), план общешкольных, городских мероприятий, 9 часов в учебном году; 1 час в квартал – план взаимодействия и мероприятий с ГИБДД, 3 часа в учебном году.

Программа реализуется в рамках внеурочной деятельности классными руководителями, воспитателями.

6. Цели и задачи Программы:

Цель: Создание условий для формирования у учащихся устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Задачи:

- Сформировать у учащихся устойчивые навыки соблюдения и выполнения Правил дорожного движения.

- Применять современные формы и методы обучения и воспитания детей, инновационные технологии, направленные на предупреждение несчастных случаев на улицах и во дворах.

- Формирование системы знаний, умений и навыков, позволяющих детям младшего школьного возраста безопасно передвигаться в условиях дорожного движения.

     - Поддерживать у родителей обучающихся устойчивый интерес к безопасности и здоровью детей как участников дорожного движения.

- Использовать материально-технический потенциал школы - интерната и другие возможности для обучения и воспитания грамотных участников дорожного движения.

- Привитие культуры безопасного поведения на дорогах.

- Укреплять взаимодействие между школой - интернатом и ГИБДД с целью профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

7. Формы работы во внеурочной деятельности:

  • Тематические классные часы по ПДД;

  • Внеурочные занятия с классами в соответствии с календарно – тематическим планом;

  • Общешкольные внеклассные мероприятия;

  • Беседы, викторины, конкурсы, выставки рисунков и плакатов по ПДД;

  • Открытые уроки по пропаганде ПДД (ОБЖ, Окружающий мир);

  • Открытые внеклассные мероприятия по ПДД;

  • Встречи с сотрудниками ГИБДД, совместное проведение мероприятий;

  • Обсуждение вопросов безопасности дорожного движения на планерках и совещаниях учителей;

  • Обсуждение вопросов БДД и профилактики ДТП на совещании при директоре;

  • Участие педагогов и учащихся в районных и краевых мероприятиях по пропаганде БДД и профилактике ДТП;

  • Участие в акциях, конкурсах общероссийской детской общественной организации «Школа юного пешехода»;

  • Выставка книг в школьной библиотеке по соблюдению ПДД;

  • Выпуск классных стенгазет по профилактике дорожно-транспортного травматизма;

  • Проведение тестов на знание ПДД;

  • Проведение индивидуальных и групповых бесед с детьми, нарушающими и склонными к нарушению ПДД;

  • Проведение ежедневных пятиминуток;

  • Применение игровых технологий;

  • Проведение родительский собраний на тему БДД;

  • Проведение инструктажей по соблюдению ПДД и предотвращению ДТТ;

  • Освещение работы школы по профилактике ДДТТ в СМИ.

8. Функциональное обеспечение создания реализации программы

Функции директора и администрации школы в реализации программы:

      • Общее руководство разработкой и реализацией программы;

  • Обеспечение реализации программы: организация, координация, контроль;

  • Разработка системы внеклассных мероприятий по ПДД;

  • Организация работы классных руководителей и воспитателей по программе и ее контроль;

  • Общее руководство по обеспечению безопасности детей.

Функции классного руководителя и воспитателя в реализации программы:

  • Проведение мероприятий по профилактике ДДТТ;

  • Организация и проведение профилактической работы с родителями;

  • Организация и проведение внеклассных мероприятий в рамках программы.

9. Целевая группа программы:

  • дети младшего, среднего и старшего школьного возраста;

  • семьи детей, посещающих образовательное учреждение;

  • педагогический коллектив образовательного учреждения.

10. Содержание и механизм реализации программы:

10.1. Программа для учащихся 1 – 4 классов «Безопасность дорожного движения»

10.1.1. Планируемые результаты усвоения Программы

Достигнутый уровень усвоения информации определяется не только системой опроса учащихся, но и по их реальному поведению на дороге, а также при самостоятельном разборе различных дорожных ситуаций.

В процессе изучения программы у воспитанников 1 – 4 классов будут сформированы:

  • личностные УУД:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учёбе;

- установка на здоровый образ жизни;

- способность к самооценке

  • регулятивные УУД:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- способность принимать и сохранять цели предстоящей учебной деятельности, поиска способов её осуществления;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- устанавливать причинно-следственные связи

  • познавательные УУД:

- осуществлять анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков;

- проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;

- ориентироваться в материале: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы, определять круг своего незнания;

- отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в разных источниках;

- подробно пересказывать прочитанное или прослушанное, составлять простой план;

- наблюдать и делать самостоятельные простые выводы

  • коммуникативные УУД:

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

- читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное;

- выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

- не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций

  • предметные УУД:

учащиеся должны знать

  • название, назначение и расположение на дорогах дорожных знаков, дорожной разметки;

  • дорожную разметку на проезжей части ив местах остановок маршрутных транспортных средств;

  • условия, обеспечивающие безопасность пешеходу на дорогах в населённых пунктах и вне населённых пунктов (загородных дорогах);

  • опасные и безопасные для пешеходов участки дорог в микрорайоне или городе в целом;

  • значение сигналов светофора для транспорта и пешеходов;

  • виды автомашин специального назначения и особенность их движения;

  • положения регулировщика, соответствующие сигналам светофора для участников дорожного движения;

  • виды перекрёстков;

  • значения сигналов, подаваемых водителями транспортных средств: звуковые, световые, рукой;

  • наиболее характерные и частые ошибки в поведении пешеходов на дорогах, приводящие к ДТП;

  • должны уметь

  • выбирать безопасные места и определять условия, обеспечивающие безопасность при переходе проезжей части дороги, железнодорожного переезда;

  • определять виды перекрёстков в районе расположения школы, дома;

  • пользоваться общественным транспортом, выполняя правила безопасного поведения пассажиров при входе, выходе и во время движения, находясь в салоне общественного транспорта;

  • выполнять условия, обеспечивающие безопасность, на остановке маршрутных транспортных средств;

  • выполнять требования сигналов регулировщика и водителей транспортных средств.


Календарно-тематический поурочный план

учебного предмета «Правила дорожного движения»

в 1 классе

№ п/п

Дата

Тема урока

Оборудование

Виды деятельности обучающихся

Формы контроля

Требования к уровню подготовки обучающихся

по ФГОС (УУД)

1. Что такое безопасность?

Презентация «На пути в школу», набор табличек «Дорожные знаки»;

рабочие тетради, цветные карандаши

Пересказывать и понимать тексты и графические изображения о правилах дорожного движения.

Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений.  

Описывать увиденные дорожные ситуации.

Характеризовать поведение участников дорожного движения.

Формы контроля:

- устный опрос;

- письменная самостоятельная работа;

- творческая работа

Исследовать (на основе непосредственных жизненных наблюдений) связи поведения участников дорожного движения и частотой ДТП.

Проводить групповые наблюдения во время практических занятий.

Различать дорожные знаки и дорожную разметку.

Группировать дорожные знаки по назначению.

Анализировать дорожную обстановку.

Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных дорожных ситуациях (в городе, за городом, в транспорте).

Формы контроля:

- устный опрос;

- письменная самостоятельная работа;

- творческая работа;

- доклад

Оценивать конкретные примеры поведения на дороге.

Приводить примеры различных дорожных ситуаций.

Определять виды перекрёстков.

Сравнивать и различать сигналы светофора, регулировщика и водителей транспортных средств.

Характеризовать условия, обеспечивающие безопасность при переходе дорог.

Составлять рассказ по итогам практического занятия (тренинга).

Формы контроля:

- устный опрос;

- письменная самостоятельная работа;

- творческая работа

Проводить групповые наблюдения во время экскурсий по микрорайону и в тренажёрный класс.

Моделировать и оценивать различные ситуации поведения на дороге ив транспорте.

Различать формы поведения, которые допустимы на дороге и в транспорте.

Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, взрослыми.

Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека в условиях дорожного движения.

Формы контроля:

- устный опрос;

- доклад;

- письменная самостоятельная работа;

- творческая работа;

- контрольная работа

Личностные

  • принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
  • уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;  
  • осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
  • положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Основы безопасности дорожного движения»;
  • способность к самооценке;
  • начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Метапредметные

  • навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
  • умение ставить и формулировать проблемы;
  • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
  • установление причинно-следственных связей.

Регулятивные

  • использование речи для регуляции своего действия;
  • адекватное восприятие   предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
  • умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
  • умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями задачи.

Коммуникативные

В процессе обучения дети учатся:

  • работать в группе, учитывать мнения партнеров;
  • ставить вопросы;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные

учащиеся должны знать

  • название, назначение и расположение на дорогах дорожных знаков, дорожной разметки;
  • значение сигналов светофора для транспорта и пешеходов;
  • виды автомашин специального назначения;
  • положения регулировщика,;
  • виды перекрёстков;
  • значения сигналов, подаваемых водителями транспортных средств;
  • наиболее характерные и частые ошибки в поведении пешеходов на дорогах, приводящие к ДТП;

должны уметь

  • выбирать безопасные места при переходе проезжей части дороги;
  • определять виды перекрёстков;
  • пользоваться общественным транспортом;
  • выполнять требования сигналов регулировщика и водителей транспортных средств.
2. Город, район, где ты живешь?

Презентация «Дорожные знаки», набор табличек «Дорожные знаки»;

рабочие тетради, цветные карандаши

3. Улица полна неожиданностей Презентация «Дорожная разметка», рабочие тетради, цветные карандаши
4. Безопасность на улице

Презентация «Правила поведения на улице», набор табличек «Дорожные знаки»;

рабочие тетради, цветные карандаши

5. Безопасный путь в школу (практические занятия) Презентация «Перекрёстки»; рабочие тетради, цветные карандаши
6. Как правильно переходить дорогу (практические занятия): разбор конкретный ситуаций
7. Как правильно переходить дорогу (практические занятия): разбор конкретный ситуаций
8.

Светофор и его сигналы

Презентация «Наш друг – светофор»; рабочие тетради, цветные карандаши
9. Сигналы регулирования дорожного движения

Презентация «Сигналы регулировщика», макет жезла; рабочие тетради, цветные карандаши

10. Знакомство с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Пешеходная дорожка», «Движение переходов запрещено» и другие

Презентация «Будь внимателен!»; рабочие тетради, цветные карандаши

11. Практическое занятие «Дружим мы со знаками»

Маршрутные листы с заданиями для групп

12. Город, в котором с тобой мы живём, можно по праву сравнить с Букварём!

Презентация с фотографиями опасных мест города;

рабочие тетради, цветные карандаши

13. Викторина на тему: «Зачем нужно знать правила безопасного поведения на дорогах»

Презентация «Будь внимателен!»; рабочие тетради, цветные карандаши

14. Правила поведения в общественном транспорте

Презентация «Мы - пассажиры»; рабочие тетради, цветные карандаши

15. Правила поведения в общественном транспорте
16.

Игра по мультсборнику

Презентация «Внимание - дорога!»; рабочие тетради, цветные карандаши

17. Где можно и где нельзя играть? выставка плакатов, изготовленных учащимися
18

«Осторожно! Плохая погода»

Презентация «Осторожно! Гололёд!»
19

Безопасные места для детей

Презентация «Подземный переход»
20 Знакомство с транспортом города

Презентация «Внимание - дорога!»; рабочие тетради, цветные карандаши

21 Транспорт, его движение при подходах к школьному зданию.(трамвайная линия, маршрут автобуса)

Презентация «Внимание - дорога!»; рабочие тетради, цветные карандаши

22

Виды перекрестков

Презентация «Перекрёстки»; рабочие тетради, цветные карандаши
23 Перекрестки микрорайона школы
24 Практическое занятие «Я у перекрестка» Использование доски «Азбука пешехода»
25 Движение на дорогах города

Презентация «Внимание - дорога!»; рабочие тетради, цветные карандаши

26 Элементы улиц и дорог Использование доски «Азбука пешехода»
27 Урок-игра « Поле чудес»
28 Проектная работа по теме: «Общественный транспорт»
29 Тесты на знание ПДД
30 Причины ДТП Использование доски «Азбука пешехода».
31 Праздник «Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения!»
32 Викторина «В гостях у Светофорчика»
33 Проектная работа по теме: «Дорожные знаки»
34

Работа над ошибками.

Безопасность на дорогах в летние каникулы


Календарно-тематический поурочный план

учебного предмета «Правила дорожного движения»

во 2 классе

№ п/п

Дата

Тема урока

Оборудование

Виды деятельности обучающихся

Формы контроля

Требования к уровню подготовки обучающихся

по ФГОС (УУД)

1 Вводное. Повторение изученного в 1 классе

Презентация «На пути в школу», набор табличек «Дорожные знаки»;

рабочие тетради, цветные карандаши

Пересказывать и понимать тексты и графические изображения о правилах дорожного движения.

Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений.  

Описывать увиденные дорожные ситуации.

Характеризовать поведение участников дорожного движения.

Формы контроля:

- устный опрос;

- письменная самостоятельная работа;

- творческая работа

Исследовать (на основе непосредственных жизненных наблюдений) связи поведения участников дорожного движения и частотой ДТП.

Проводить групповые наблюдения во время практических занятий.

Различать дорожные знаки и дорожную разметку.

Группировать дорожные знаки по назначению.

Анализировать дорожную обстановку.

Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных дорожных ситуациях (в городе, за городом, в транспорте).

Формы контроля:

- устный опрос;

- письменная самостоятельная работа;

- творческая работа;

- доклад

Оценивать конкретные примеры поведения на дороге.

Приводить примеры различных дорожных ситуаций.

Определять виды перекрёстков.

Сравнивать и различать сигналы светофора, регулировщика и водителей транспортных средств.

Характеризовать условия, обеспечивающие безопасность при переходе дорог.

Составлять рассказ по итогам практического занятия (тренинга).

Формы контроля:

- устный опрос;

- письменная самостоятельная работа;

- творческая работа

Проводить групповые наблюдения во время экскурсий по микрорайону и в тренажёрный класс.

Моделировать и оценивать различные ситуации поведения на дороге ив транспорте.

Различать формы поведения, которые допустимы на дороге и в транспорте.

Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, взрослыми.

Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека в условиях дорожного движения.

Формы контроля:

- устный опрос;

- доклад;

- письменная самостоятельная работа;

- творческая работа;

- контрольная работа

Личностные

принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;

самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;

осознание ответственности человека за общее благополучие;

этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Основы безопасности дорожного движения»;

способность к самооценке;

начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Метапредметные

навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;

умение ставить и формулировать проблемы;

навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

установление причинно-следственных связей.

Регулятивные

использование речи для регуляции своего действия;

адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями задачи.

Коммуникативные

В процессе обучения дети учатся:

работать в группе, учитывать мнения партнеров;

ставить вопросы;

обращаться за помощью;

формулировать свои затруднения;

предлагать помощь и сотрудничество;

слушать собеседника;

договариваться и приходить к общему решению;

формулировать собственное мнение и позицию;

осуществлять взаимный контроль;

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные

учащиеся должны знать

название, назначение и расположение на дорогах дорожных знаков, дорожной разметки;

значение сигналов светофора для транспорта и пешеходов;

виды автомашин специального назначения;

положения регулировщика,;

виды перекрёстков;

значения сигналов, подаваемых водителями транспортных средств;

наиболее характерные и частые ошибки в поведении пешеходов на дорогах, приводящие к ДТП;

должны уметь

выбирать безопасные места при переходе проезжей части дороги;

определять виды перекрёстков;

пользоваться общественным транспортом;

выполнять требования сигналов регулировщика и водителей транспортных средств.

2 Безопасный путь из школы домой

Презентация «Дорожные знаки», набор табличек «Дорожные знаки»;

рабочие тетради, цветные карандаши

3 Улицы с односторонним и двусторонним движением Презентация «Дорожная разметка», рабочие тетради, цветные карандаши
4 Правила перехода улицы

Презентация «Правила для пассажиров», набор табличек «Дорожные знаки»;

рабочие тетради, цветные карандаши

5 Проектная работа по теме: «Безопасный путь домой» Презентация «Перекрёстки»; рабочие тетради, цветные карандаши
6 Дорожные знаки, их виды. Презентация «Дорожные знаки»; рабочие тетради, цветные карандаши
7 Викторина «Дорожные знаки в загадках и стихах»
8 Проектная работа по теме: «Дорожные знаки»
9 История возникновения светофора Презентация «Наш друг – светофор»; рабочие тетради, цветные карандаши
10 Виды и сигналы светофора

Презентация «Будь внимателен!»; рабочие тетради, цветные карандаши

11 Викторина «Красный, жёлтый, зелёный»
12 Виды транспорта Работа с доской «Азбука пешехода»
13 Правила поведения в общественном транспорте

Презентация «Будь внимателен!»; рабочие тетради, цветные карандаши

14 Правила ожидания транспорта на остановке

Презентация «Мы - пассажиры»; рабочие тетради, цветные карандаши

15 Правила перехода дороги при высадке из транспорта

Презентация «Мы - пассажиры», задания для групп; рабочие тетради, цветные карандаши

16 Проектная работа по теме: «Общественный транспорт»
17 Тесты на знание ПДД Работа с доской «Азбука пешехода»
18 Причины ДТП Сводка о ДТП в городе за последний год, карточки для групп с примерами дорожных ситуаций, выставка плакатов, изготовленных учащимися.
19 Где можно и где нельзя играть Сводка о ДТП в городе за последний год, карточки для групп с примерами дорожных ситуаций, выставка плакатов, изготовленных учащимися.
20 Зимние забавы. Где можно кататься на санках и коньках

Презентация «Будь внимателен!»; рабочие тетради, цветные карандаши

21 Движение по улице группами

Презентация «Будь внимателен!»; рабочие тетради, цветные карандаши

22 Разбор дорожных ситуаций Работа с доской «Азбука пешехода»
23 Экскурсия по зимнему городу Просмотр видеоролика.
24 Проектная работа по теме: «Зимняя дорога»

Рабочие тетради, цветные карандаши

25 Игра по ПДД «Подскажи словечко»
26 Обобщающее занятие. Письмо-обращение к водителям и пешеходам
27 Музыкальный перекрёсток. Стихи и песни по ПДД Работа с доской «Азбука пешехода»
28 Экскурсия на улицы города Просмотр видеоролика.
29 Проектная работа по теме: «Дорожные ситуации»

Рабочие тетради, цветные карандаши

30 Праздник «Зелёный огонёк» Работа с доской «Азбука пешехода»
31 А знаешь ли ты, что такое правостороннее движение? Презентация «Движение по улицам города»
32 А знаешь ли ты, что такое Автозавод? Просмотр видеоролика
33 Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах. Рабочие тетради, цветные карандаши
34 Итоговое тестирование Работа с доской «Азбука пешехода»

Календарно-тематический поурочный план

учебного предмета «Правила дорожного движения»

в 3 классе

№ п/п

Дата

Тема урока

Оборудование

Виды деятельности обучающихся

Формы контроля

Требования к уровню подготовки обучающихся

по ФГОС (УУД)

1.

Детский дорожно-транспортный травматизм. Безопасные маршруты «Дом – школа – дом»

Презентация «На пути в школу», набор табличек «Дорожные знаки»;

рабочие тетради, цветные карандаши

Пересказывать и понимать тексты и графические изображения о правилах дорожного движения.

Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений.  

Описывать увиденные дорожные ситуации.

Характеризовать поведение участников дорожного движения.

Формы контроля:

- устный опрос;

- письменная самостоятельная работа;

- творческая работа

Исследовать (на основе непосредственных жизненных наблюдений) связи поведения участников дорожного движения и частотой ДТП.

Проводить групповые наблюдения во время практических занятий.

Различать дорожные знаки и дорожную разметку.

Группировать дорожные знаки по назначению.

Анализировать дорожную обстановку.

Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных дорожных ситуациях (в городе, за городом, в транспорте).

Формы контроля:

- устный опрос;

- письменная самостоятельная работа;

- творческая работа;

- доклад

Оценивать конкретные примеры поведения на дороге.

Приводить примеры различных дорожных ситуаций.

Определять виды перекрёстков.

Сравнивать и различать сигналы светофора, регулировщика и водителей транспортных средств.

Характеризовать условия, обеспечивающие безопасность при переходе дорог.

Составлять рассказ по итогам практического занятия (тренинга).

Формы контроля:

- устный опрос;

- письменная самостоятельная работа;

- творческая работа

Проводить групповые наблюдения во время экскурсий по микрорайону и в тренажёрный класс.

Моделировать и оценивать различные ситуации поведения на дороге ив транспорте.

Различать формы поведения, которые допустимы на дороге и в транспорте.

Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, взрослыми.

Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека в условиях дорожного движения.

Формы контроля:

- устный опрос;

- доклад;

- письменная самостоятельная работа;

- творческая работа;

- контрольная работа

Личностные

принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;

самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;

осознание ответственности человека за общее благополучие;

этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Основы безопасности дорожного движения»;

способность к самооценке;

начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Метапредметные

навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;

умение ставить и формулировать проблемы;

навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

установление причинно-следственных связей.

Регулятивные

использование речи для регуляции своего действия;

адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями задачи.

Коммуникативные

В процессе обучения дети учатся:

работать в группе, учитывать мнения партнеров;

ставить вопросы;

обращаться за помощью;

формулировать свои затруднения;

предлагать помощь и сотрудничество;

слушать собеседника;

договариваться и приходить к общему решению;

формулировать собственное мнение и позицию;

осуществлять взаимный контроль;

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные

учащиеся должны знать

название, назначение и расположение на дорогах дорожных знаков, дорожной разметки;

значение сигналов светофора для транспорта и пешеходов;

виды автомашин специального назначения;

положения регулировщика,;

виды перекрёстков;

значения сигналов, подаваемых водителями транспортных средств;

наиболее характерные и частые ошибки в поведении пешеходов на дорогах, приводящие к ДТП;

должны уметь

выбирать безопасные места при переходе проезжей части дороги;

определять виды перекрёстков;

пользоваться общественным транспортом;

выполнять требования сигналов регулировщика и водителей транспортных средств.

2.

История возникновения Правил дорожного движения

Презентация «Дорожные знаки», набор табличек «Дорожные знаки»;

рабочие тетради, цветные карандаши

3.

Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка. Перекрестки и их виды

Презентация «Дорожная разметка», рабочие тетради, цветные карандаши
4.

Сигналы, регулирующие дорожное движение

Практическая работа на имитированной дороге:

Как правильно перейти улицу без светофора

Презентация «Правила для пассажиров», набор табличек «Дорожные знаки»;

рабочие тетради, цветные карандаши

5.

Дорожные знаки и их группы

Презентация «Перекрёстки»; рабочие тетради, цветные карандаши
6.

Виды транспортных средств. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств

Презентация «Перекрёстки»; рабочие тетради, цветные карандаши
7.

Ожидание общественного транспорта. Посадка и высадка пассажиров

Презентация «Перекрёстки»; рабочие тетради, цветные карандаши
8.

Обязанности пассажиров

Проверочная работа по теме:

Обязанности пассажиров

Презентация «Наш друг – светофор»; рабочие тетради, цветные карандаши
9. Правила перехода улиц и дорог после высадки из общественного транспорта

Презентация «Сигналы регулировщика», макет жезла; рабочие тетради, цветные карандаши

10. Скрытые опасности на дороге. Дорожные «ловушки»

Презентация «Будь внимателен!»; рабочие тетради, цветные карандаши

11. Движение пешеходов по тротуарам улицы и обочине дороги. Правостороннее движение  транспортных средств и пешеходов

Маршрутные листы с заданиями для групп

12.

Правила перехода улиц и дорог. Одностороннее и двустороннее движение

Проверочная работа по теме: Как правильно перейти улицу со светофором и без светофора

Презентация с фотографиями опасных мест города;

рабочие тетради, цветные карандаши

13. Правила безопасности при переходе железнодорожных переездов

Презентация «Будь внимателен!»; рабочие тетради, цветные карандаши

14. Причины несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах

Презентация «Мы - пассажиры»; рабочие тетради, цветные карандаши

15. Что делать при ЧС на дорогах

Презентация «Мы - пассажиры», задания для групп; рабочие тетради, цветные карандаши

16. Велосипед и дорожное движение

Презентация «Внимание - дорога!»; рабочие тетради, цветные карандаши

17. Игра: «Регулировщик движения» Работа с доской «Азбука пешехода»
18. Транспорт – каким ты был раньше? Презентация «История транспорта»
19. Каким был первый транспорт?
20. Что такое «огненная тележка»?
21. Конкурс поделок «Транспорт прошлого»
22. Итоговое занятие. «Азбука дорог»

Рабочие тетради, цветные карандаши

23. Тормозной путь транспортных средств
24. Условия безопасности при пользовании общественным транспортом

Работа с доской «Азбука пешехода»

25. Проектная работа по теме: «Общественный транспорт».
26. Тесты на знание ПДД Рабочие тетради, цветные карандаши.
27. Причины ДТП Сводка о ДТП в городе за последний год, карточки для групп с примерами дорожных ситуаций, выставка плакатов, изготовленных учащимися.
28. Когда ты становишься водителем

Презентация «Внимание - дорога!»; рабочие тетради, цветные карандаши

29. Железнодорожный переезд

Презентация «Внимание - дорога!»; рабочие тетради, цветные карандаши

30. Государственная автомобильная инспекция Встреча с инспектором дорожного движения.
31. Экскурсия на предприятие
32. Повторение изученного в 3 классе. Рабочие тетради, цветные карандаши
33. Праздник « Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения!» Сводка о ДТП в городе за последний год, карточки для групп с примерами дорожных ситуаций, выставка плакатов, изготовленных учащимися.
34.

Работа над ошибками.

Безопасность на дорогах в летние каникулы

Сводка о ДТП в городе за последний год, карточки для групп с примерами дорожных ситуаций, выставка плакатов, изготовленных учащимися

Календарно-тематический поурочный план

учебного предмета «Правила дорожного движения»

в 4 классе

№ п/п

Дата

Тема урока

Оборудование

Виды деятельности обучающихся

Формы контроля

Требования к уровню подготовки обучающихся

по ФГОС (УУД)

1. Безопасность пешеходов

Презентация «На пути в школу», набор табличек «Дорожные знаки»;

рабочие тетради, цветные карандаши

Пересказывать и понимать тексты и графические изображения о правилах дорожного движения.

Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений.  

Описывать увиденные дорожные ситуации.

Характеризовать поведение участников дорожного движения.

Формы контроля:

- устный опрос;

- письменная самостоятельная работа;

- творческая работа

Исследовать (на основе непосредственных жизненных наблюдений) связи поведения участников дорожного движения и частотой ДТП.

Проводить групповые наблюдения во время практических занятий.

Различать дорожные знаки и дорожную разметку.

Группировать дорожные знаки по назначению.

Анализировать дорожную обстановку.

Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных дорожных ситуациях (в городе, за городом, в транспорте).

Формы контроля:

- устный опрос;

- письменная самостоятельная работа;

- творческая работа;

- доклад

Оценивать конкретные примеры поведения на дороге.

Приводить примеры различных дорожных ситуаций.

Определять виды перекрёстков.

Сравнивать и различать сигналы светофора, регулировщика и водителей транспортных средств.

Характеризовать условия, обеспечивающие безопасность при переходе дорог.

Составлять рассказ   по итогам практического занятия (тренинга).

Формы контроля:

- устный опрос;

- письменная самостоятельная работа;

- творческая работа

Проводить групповые наблюдения во время экскурсий по микрорайону и в тренажёрный класс.

Моделировать и оценивать различные ситуации поведения на дороге ив транспорте.

Различать формы поведения, которые допустимы на дороге и в транспорте.

Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, взрослыми.

Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека в условиях дорожного движения.

Формы контроля:

- устный опрос;

- доклад;

- письменная самостоятельная работа;

- творческая работа;

- контрольная работа

Личностные

принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;

самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;

осознание ответственности человека за общее благополучие;

этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Основы безопасности дорожного движения»;

способность к самооценке;

начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Метапредметные

навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;

умение ставить и формулировать проблемы;

навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

установление причинно-следственных связей.

Регулятивные

использование речи для регуляции своего действия;

адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями задачи.

Коммуникативные

В процессе обучения дети учатся:

работать в группе, учитывать мнения партнеров;

ставить вопросы;

обращаться за помощью;

формулировать свои затруднения;

предлагать помощь и сотрудничество;

слушать собеседника;

договариваться и приходить к общему решению;

формулировать собственное мнение и позицию;

осуществлять взаимный контроль;

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные

учащиеся должны знать

название, назначение и расположение на дорогах дорожных знаков, дорожной разметки;

значение сигналов светофора для транспорта и пешеходов;

виды автомашин специального назначения;

положения регулировщика,;

виды перекрёстков;

значения сигналов, подаваемых водителями транспортных средств;

наиболее характерные и частые ошибки в поведении пешеходов на дорогах, приводящие к ДТП;

должны уметь

выбирать безопасные места при переходе проезжей части дороги;

определять виды перекрёстков;

пользоваться общественным транспортом;

выполнять требования сигналов регулировщика и водителей транспортных средств.

2. Детский дорожно - транспортный травматизм

Презентация «Дорожные знаки», набор табличек «Дорожные знаки»;

рабочие тетради, цветные карандаши

3. Остановочный путь Презентация «Дорожная разметка», рабочие тетради, цветные карандаши
4. Скорость движения

Презентация «Правила для пассажиров», набор табличек «Дорожные знаки»;

рабочие тетради, цветные карандаши

5. Нерегулируемые перекрестки Презентация «Перекрёстки»; рабочие тетради, цветные карандаши
6. Поездка в общественном транспорте Презентация «Наш друг – светофор»; рабочие тетради, цветные карандаши
7. Перевозка детей в транспорте
8. Игра « Поездка по Саратову»
9.

Проектная работа по теме:

«Культура поведения в транспорте и на улице»

Рабочие тетради, цветные карандаши

10. Дорожная разметка и ее предназначение

Презентация «Будь внимателен!»; рабочие тетради, цветные карандаши

11. Труд водителя. За рулем – хороший человек

Маршрутные листы с заданиями для групп

12. Оборудование автомобилей спец.приборами

Презентация с фотографиями опасных мест города;

рабочие тетради, цветные карандаши

13. Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах

Презентация «Будь внимателен!»; рабочие тетради, цветные карандаши

14. Безопасность на дорогах ради безопасности жизни
15. Урок-экскурсия по улицам города
16. Пусть утро будет ясным
17. Конкурс рисунков и сочинений по теме: « Заглянем в будущее» Работа с доской «Азбука пешехода»
18. Современный транспорт Презентация «История транспорта»
19. Современный транспорт
20. Виды транспорта
21. Значение номерных знаков
22. Правила поведения в транспорте. Мероприятие «Я пассажир»

Рабочие тетради, цветные карандаши

23. Железная дорога
24. Что такое ДТП?

Работа с доской «Азбука пешехода»

25. Причины возникновения ДТП
26. Создание буклета «Помни, пешеход!» Рабочие тетради, цветные карандаши.
27. В стране дорожных знаков
28. История возникновения дорожных знаков

Презентация «Внимание - дорога!»; рабочие тетради, цветные карандаши

29. Дорожные знаки и их группы

Презентация «Внимание - дорога!»; рабочие тетради, цветные карандаши

30. Мероприятие: «Я знаток дорожных знаков» Встреча с инспектором дорожного движения.
31. ГИБДД и ДПС
32. Государственная инспекция безопасности дорожного движения Рабочие тетради, цветные карандаши
33. Дорожно-патрульная служба Сводка о ДТП в городе за последний год, карточки для групп с примерами дорожных ситуаций, выставка плакатов, изготовленных учащимися.
34. Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах Сводка о ДТП в городе за последний год, карточки для групп с примерами дорожных ситуаций, выставка плакатов, изготовленных учащимися

10.1.2. Формы контроля уровня достижений планируемых результатов, критерии оценивания

Знания учащихся оцениваются так же, как и по остальным предметам. Во время ответов дети должны не только рассказать само правило, но и привести примеры его использования при передвижении по дорогам.

Текущий контроль по ПДД можно осуществлять как в устной, так и в письменной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся в форме самостоятельной работы. Работа для текущего контроля состоит из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка усвоения определённого навыка. Источник материалов для тестирования: Тошева Л.И. «Основы безопасности дорожного движения», 1-4 классы. – с.150 – 191.

     Формы контроля и учета достижений обучающихся

Обязательные формы и методы контроля Иные формы учета достижений
текущая аттестация итоговая (четверть, год) аттестация внеурочная деятельность

- устный опрос

- письменная самостоятельная работа

- тестовые задания

- графическая работа

- доклад

- творческая работа

-диагностическая контрольная работа

- участие   в выставках, конкурсах, соревнованиях

- активность в проектах и программах внеурочной деятельности

- творческий отчет

10.1.3. Перечень учебно-методических средств обучения

  1. «Основы безопасности дорожного движения»: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2011. – 240 с. – (Мастерская учителя).
  2. Дети и дорожное движение (пособие для учителя). Составитель К.В.Агадюнова.- М.: Просвещение, 1978г.
  3. Дорожная азбука.- М.: Просвещение, 1974.
  4. Методическое пособие для учителей школ по безопасности дорожного движения. Составители: О.Морозов, В.Фаляхова. - Казань, 1992.
  5. Из истории уличного движения. – «Техника молодежи», 1977, №4.
  6. Правила дорожного движения. – М.: НИП, 1993.
  7. Почемучка.- М.: Педагогика, 1987.
  8. «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ» (http://obr-resurs.ru), «БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗДОРОВЬЕ» (http://risk-net.ru).


10.2рограмма для учащихся 5 – 9 классов «Безопасность дорожного движения»

Перечень знаний и умений, которыми должны владеть учащиеся по правилам и безопасному поведению на дорогах в 5 классе

Учащиеся должны знать:

1.      Где в городе находятся улицы с наиболее интенсивным движением транспорта и пешеходов.

2.      Предназначение и задачи ГИБДД

3.      Что такое дорожно-транспортное происшествие. Виды ДТП. Причины и последствия ДТП.

4.      Дорога – зона повышенной опасности. Что такое дорога. Почему дорога опасна. Дорога школьника из дома в школу и обратно. Дорога школьника  маршрутному транспорту.

5.      Назначение дорожной разметки, сигналы светофора.

6.      Группы дорожных знаков. Назначение дорожных знаков. Места их установки.

7.      Некоторые краткие сведения и технические характеристики транспортных средств. Основные сведения о требованиях безопасности, предъявляемых к транспортным средствам.

8.      Что такое чрезвычайная ситуация на транспорте. Автомобиль и другие наземные транспортные средства. Метро. Железнодорожный транспорт. Водный транспорт.

9.      Где можно кататься на роликах, скейтах и других самокатных средствах, а также на санях, лыжах, коньках и т.п. Требования безопасности при катании на всех видах указанных самокатных средствах. Требования к экипировке катающихся и к техническому состоянию и оснастке средств катания.

10.  Требования безопасности и правила движения для велосипедистов. Требования безопасности к экипировке велосипедиста и к дополнительной оснастке велосипеда.

11.  Об ответственности за нарушение ПДД.

12.  Правила оказания первой медицинской помощи.

Учащиеся должны уметь:

  1. Грамотно (с учетом требований безопасности) составлять маршрут «дом – школа – дом».
  2. Применять приемы самосохранения при возможном попадании в ДТП и ЧС в качестве пассажиров транспортных средств.
  3. Вызывать государственные службы безопасности и спасения.
  4. Ориентироваться в дорожных ситуациях (распознавать опасности и принимать адекватные решения).
  5. Соблюдать требования Правил безопасности на остановках маршрутного транспорта, при посадке и высадке из него.
  6. Управлять велосипедом с соблюдением Правил и требований безопасности движения.

         Календарно-тематический план

«Безопасность дорожного движения»

в 5 классе

№ темы Тема Рассказ учителя, беседа Практическое задание Игра Повторение и закрепление знаний Количество занятий
1
Опасные ситуации на дорогах. Причины дорожно-транспортных происшествий и их последствия

40 мин

-

-

5 мин

3

2 Современный транспорт. Виды и классификация транспортных средств

20 мин

10 мин

10 мин

5 мин

3

3 Городской пассажирский транспорт. Правила поведения в общественном транспорте и на остановочных площадках

20 мин

10 мин

10 мин

5 мин

3

4 Личный транспорт – легковой автомобиль, мотоцикл, мопед, велосипед. Правила поведения пассажиров в транспортном средстве

25 мин

10 мин

-

10 мин

3

5 Мы – пешеходы. Правила дорожного движения об обязанностях пешеходов

20 мин

10 мин

10 мин

5 мин

4

6 Транспорт во дворе 20 мин 10 мин 10 мин 5 мин 2
7 Велосипедист - водитель транспортного средства 20 мин 10 мин 10 мин 5 мин 3
8 Улицы с односторонним и двусторонним движением 20 мин 10 мин 10 мин 5 мин 2
9 На загородной дороге 20 мин 10 мин 10 мин 5 мин 2
10 Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах. 5 мин 35 мин 10 мин - 5
11 Итоговая викторина 5 мин 35 мин 10 мин - 1
12 Обобщающее занятие 20 мин - - 25 мин 2
13 Практическое занятие 5 мин 35 мин 10 мин - 2
14 34 ч.

Перечень знаний и умений, которыми должны владеть учащиеся по правилам и безопасному поведению на дорогах в 6 классе

Учащиеся должны знать:

    1. Что такое дорожно-транспортное происшествие. Виды ДТП. Причины и последствия ДТП.
    2. Государственные службы безопасности и спасения. Государственная противопожарная служба. Государственная инспекция безопасности дорожного движения и милиция. «Скорая медицинская помощь». Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
    3. Закон Российской Федерации «О безопасности дорожного движения». Закон – основа безопасности. Правила дорожного движения – нормативный документ и основа дорожной грамоты.
    4. Основные пути обеспечения дорожной безопасности. Организация и регулирование дорожного движения.
    5. Требования  к водителям и пешеходам.
    6. Решать ситуационные и другие задачи по ПДД с применением макетов и без них.    
    7. Ответственность пешеходов за нарушение ПДД. 

Учащиеся должны уметь:

    1. Применять приемы самосохранения при возможном попадании в ДТП и ЧС в качестве пассажиров транспортных средств.
    2. Ориентироваться в дорожных ситуациях (распознавать опасности и принимать адекватные решения).
    3. Управлять велосипедом с соблюдением Правил и требований безопасности движения.
    4. Применять приемы оказания первой (доврачебной) медицинской помощи. 

Календарно-тематический план

«Безопасность дорожного движения»

в 6 классе

№ темы Тема Рассказ учителя, беседа Практическое задание Игра Повторение и закрепление знаний Количество занятий
1
Причины дорожно-транспортных происшествий. Мероприятия, проводимые по их предупреждению

20 мин

15 мин

5 мин

5 мин

3

2 Из истории развития транспорта 30 мин - 10 мин 5 мин 2
3 Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами

25 мин

15 мин

-

5 мин

2

4 Предупредительные сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. Применение аварийной сигнализации и знака аварийной остановки

20 мин

10 мин

10 мин

5 мин

2

5 Применение специальных сигналов. Назначение номерных, опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах

25 мин

15 мин

-

5 мин

2

6 Правила перевозки пассажиров на мотоциклах и мотороллерах 25 мин 15 мин - 5 мин 2
7 Проезд железнодорожных переездов 25 мин 15 мин - 5 мин 2
8 Поведение учащихся при дорожно-транспортных происшествиях. Практически занятия по оказанию первой доврачебной помощи 15 мин 20 мин. - 10 мин. 4
9 Практические занятия с велосипедистами 10 мин 30 мин - 5 мин 2
10 Технические требования к велосипедам 25 мин 15 мин - 5 мин 1
11 Предупредительные сигналы водителей 25 мин 15 мин - 5 мин 2
12 Движение учащихся группами и в колонне. 25 мин 15 мин - 5 мин 1
13 Конкурс кроссвордистов «Красный, желтый, зелёный» 5 мин 35 мин 10 мин - 2
14 Обобщающее занятие 20 мин - - 25 мин 2
15 Практическое занятие 5 мин 35 мин 10 мин - 5
34 ч.

Перечень знаний и умений, которыми должны владеть учащиеся по правилам и безопасному поведению на дорогах в 7 классе

Учащиеся должны знать:

1. О роли автомобильного транспорта в экономике.

2. Правила пользования транспортными средствами.

3. Понятие терминов «остановка» и «стоянка», «интервал» и «дистанция».

4. О влиянии состояния здоровья, лекарственных и наркотических средств, употребления алкоголя на безопасность движения.

5. Содержание автомобильной аптечки первой медицинской помощи и назначение средств в нее входящих.

6. Мопед и приравненные к нему транспортные средства. Возрастные требования к водителю мопеда. Требования безопасности при вождении мопеда.

7. Сложные ситуации на дороге и перекрестке:

Определять начало движения ТС и их маневрирование. Расположение транспортных средств на проезжей части. Правила остановки и стоянки ТС. Порядок проезда перекрестков.

8. Ответственность водителей мопеда за нарушение ПДД

Учащиеся должны уметь:

1. Соблюдать требования Правил безопасности

2. Применять приемы самосохранения при возможном попадании в ДТП и ЧС.

3. Вызывать государственные службы безопасности и спасения.

4. Ориентироваться в дорожных ситуациях (распознавать опасности и принимать адекватные решения).

5. Применять приемы оказания первой (доврачебной) медицинской помощи. 

Календарно-тематический план

«Безопасность дорожного движения»

в 7 классе

№ темы Тема Рассказ учителя, беседа Практическое задание Игра Повторение и закрепление знаний Количество занятий
1
Повышение интенсивности дорожного движения. Причины дорожно-транспортных происшествий и их последствия

30 мин

10 мин

-

5 мин

4

2 Правила дорожного движения Российской Федерации: Основные понятия и термины

30 мин

10 мин

-

5 мин

3

3 Правила дорожного движения Российской Федерации: Обязанности водителей, пешеходов, пассажиров

25 мин

10 мин

-

10 мин

3

4 Всё о правилах движения на велосипедах и мопедах/скутерах

25 мин

10 мин

-

10 мин

3
5 Способы регулирования дорожного движения. Сигналы светофора и регулировщика.

20 мин

10 мин

10 мин

5 мин

2

6 Ответственность пешеходов за безопасность других участников движения

20 мин

10 мин

10 мин

5 мин

2

7 Отличие транспортного светофора от пешеходного: их сигналы и действия пешеходов 20 мин 10 мин 10 мин 5 мин 1
8 Дорожная разметка. 20 мин 10 мин 10 мин 5 мин 2
9 Викторина «Пассажир и пешеход» 5 мин 35 мин 10 мин - 2
10 Самостоятельная работа учащихся по правилам безопасного поведения на улицах и дорогах 5 мин 35 мин 10 мин - 3
11 КВН «Зелёный огонёк» 5 мин 35 мин 10 мин - 1
12 Обобщающее занятие 20 мин - - 25 мин 3
13 Практическое занятие 5 мин 35 мин 10 мин - 5
34 ч.

Перечень знаний и умений, которыми должны владеть учащиеся по правилам и безопасному поведению на дорогах в 8 классе

Учащиеся должны знать:

1. Что такое международный язык дорожных знаков.

2. О воздействии транспорта на экологию.

3. Формы регулирования движения. Дорожные знаки.

4. Типичные опасные ситуации на дорогах, их причины.

5. Технические требования, предъявляемые к велосипеду, мопеду.  Дополнительные  

   требования к движению велосипедистов.

6. Об обязанностях участников дорожного движения, их ответственности за нарушении 

   ПДД.

Учащиеся должны уметь:

1. Применять приемы самосохранения при возможном попадании в ДТП и ЧС.

      2. Переключать внимание на зону повышенной опасности. Уметь предвидеть и  

            предугадать возникновение опасности.

      3. Вызывать государственные службы безопасности и спасения.

4. Ориентироваться в дорожных ситуациях: распознавать опасности и принимать  

       адекватные решения.

5. Управлять велосипедом с соблюдением Правил и требований безопасности  

       движения.

6. Применять приемы оказания первой (доврачебной) медицинской помощи. 

Календарно-тематический план

«Безопасность дорожного движения»

в 8 классе

№ темы Тема Рассказ учителя, беседа Практическое задание Игра Повторение и закрепление знаний Количество уроков
1
Опасные ситуации на дорогах. Разбор дорожно-транспортных происшествий, их причин и последствий

40 мин

-

-

5 мин

4

2 Группы дорожных знаков. Предупреждающие знаки и знаки приоритета

40 мин

-

-

5 мин

2

3 Группы дорожных знаков. Запрещающие и предписывающие знаки

40 мин

-

-

5 мин

2

4 Группы дорожных знаков. Знаки особых предписаний, информационные знаки, знаки сервиса и знаки дополнительной информации (таблички)

40 мин

-

-

5 мин

2

5 Дорожная разметка, её виды и характеристика

40 мин

-

-

5 мин

2

6 Правила движения – закон улиц и порог 20 мин 10 мин 10 мин 5 мин 3
7 Элементы улиц и дорог. Перекрестки и их виды 20 мин 10 мин 10 мин 5 мин 2
8 Движение пешеходов индивидуально, группами и в колоннах 20 мин 10 мин 10 мин 5 мин 2
9 Формы регулирования движения 20 мин 10 мин 10 мин 5 мин 2
10 Правила пользования транспортными средствами 20 мин 10 мин 10 мин 5 мин 2
11 Устный журнал «Хочу всё знать» (из истории развития транспорта, дорожного движения и т.д.) 5 мин 30 мин 5 мин 5 мин 2
12 Конкурс «Разработка маршрута движения школьника «Дом – школа» 5 мин 30 мин 5 мин 5 мин 2
13 Обобщающее занятие 20 мин - - 25 мин 2
14 Практическое занятие 5 мин 35 мин 10 мин - 5
34 ч.

Перечень знаний и умений, которыми должны владеть учащиеся по правилам и безопасному поведению на дорогах в 9 классе

Учащиеся должны знать:

1. Основы правильного поведения на улице и дороге.

2. Что такое вандализм на дорогах и транспорте. Его последствия.

3. Ответственность несовершеннолетних за нарушения ПДД, совершение дорожно-транспортных происшествий, угон автотранспорта.

4. Как избежать опасности на дороге. О чем говорит дорожная статистика, анализ состояния и причин детского дорожно-транспортного травматизма. Бытовые привычки, опасные на дороге. Как распознать и предвидеть опасность. Принятие решений в различных ситуациях: психологическая готовность и понимание ситуации.

5. Требование  к водителям и пешеходам.

6. Возрастные требования к водителю мотоцикла.

Учащиеся должны уметь:

1. Соблюдать требования Правил безопасности

2. Принимать адекватные решения в дорожных ситуациях  (психологическая готовность и понимание ситуации).

3. Применять приемы самосохранения при возможном попадании в ДТП и ЧС

4. Применять приемы оказания первой (доврачебной) медицинской помощи. 

Календарно-тематический план

«Безопасность дорожного движения»

в 9 классе

№ темы Тема Рассказ учителя, беседа Практическое задание Игра Повторение и закрепление знаний Количество уроков
1
Соблюдение Правил дорожного движения – залог безопасности на дорогах

40 мин

-

-

5 мин

4

2 Правила дорожного движения. История их возникновения и развития

40 мин

-

-

5 мин

2

3 Законы дорожного движения. Начало движения, маневрирование. Расположение транспортных средств на проезжей части

40 мин

-

-

5 мин

6

4 Законы дорожного движения. Скорость движения. Обгон, встречный разъезд. Остановка и стоянка

40 мин

-

-

5 мин

5

5 Правила пользования транспортными скутерами/велосипедами 20 мин 10 мин 10 мин 5 мин 2
6 Этика и культура транспортного поведения и ответственность за нарушения 20 мин 10 мин 10 мин 5 мин 2
7 Скрытая опасность на дороге 20 мин 10 мин 10 мин 5 мин 1
8 Законы дорожного движения: история и современность 20 мин 10 мин 10 мин 5 мин 2
9 Служба ГИБДД. Основные направления деятельности. 20 мин 10 мин 10 мин 5 мин 1
10 Проверка знаний учащимися правил безопасного поведения на улицах и дорогах и приемов оказания первой доврачебной помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях 5 мин 30 мин - 10 мин 2
11 Обобщающее занятие 5 мин 30 мин - 10 мин 2
12 Практическое занятие 5 мин 35 мин 10 мин - 5
34 ч.

Организация и контроль за ходом реализации программы.

            Контроль за ходом реализации программы осуществляет заместитель директора по воспитательной работе КГБОУ "Ачинская общеобразовательная школа №3". Исполнители программных мероприятий (классные руководители, воспитатели) отчитываются каждую учебную четверть о выполнении программы заместителю директора по воспитательной работе. Заместитель директора по воспитательной работе готовит ежегодный отчет по ходу реализации программы.

  

Оценка эффективности реализации программы.

            Оценка эффективности реализации программы осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей, включающих его системный, содержательный и организационный характер.

            Результативность реализации программы измеряется уменьшением количества нарушений по правилам дорожного движения, уровнем усвоения программного материала:

от 80% до 100% - высокий

от 60% до 79% - средний

менее  60% - низкий.

Литература

  1.  Комлева Л.А. Дети и дорога. – Каменск-Уральский: Калан, 1997.

           2. Комментарий к правилам дорожного движения РФ/ М.Б.Афанасьева, Ю.Н.Ольховников, Ю.Д.Шелков и др.; Под общ.ред.В.А.Федорова. – М.: За рулем, 1997.

            3. Котик М.А. Психология и безопасность. – Таллин: Валгус, 1981.

           4.Методические рекомендации для системы дополнительного обучения детей Правилам дорожного движения/ Никитина Б.Г., Зуева Т.Э.; Под рук. Барканолва С.В. и Никоновой О.А., -М., 2001.

           5. Методические рекомендации к проведению профилактической работы по детскому дорожно-транспортному травматизму в 1999-2000 гг./ Сост. Е.С.Фоминова, В.Л.Маковлева. – Оренбург, 2000.

             6. Усачев А.А., Березин А.И. Основы безопасности жизнедеятельности. 3-4 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: АСТ, 2000.

  1. План мероприятий с родителями (законными представителями)

Цель: вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс и в работу по профилактике ДТП и пропаганде ПДД среди учащихся.

Содержание деятельности Сроки Ответственный
1 Примерные вопросы для включения в повестку дня классных родительских собраний:
  • Безопасность детей – забота взрослых
  • Путь в школу и домой
  • Если вы купили ребенку велосипед
  • Дети и транспорт
  • Возрастные и психофизиологические особенности поведения детей в дорожной среде
В течение года Классный руководитель, педагог - психолог
2 Организация проведения общешкольных родительских собраний, посвященных началу (окончанию) учебной четверти, с приглашением сотрудников ПДН, ГИБДД на тему «Обеспечение безопасного поведения детей на дорогах» Сентябрь, май Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, классные руководители
3 Индивидуальные консультации по теме БДД с приглашением сотрудников ГИБДД

По мере необходимости

Классный руководитель, социальный педагог
4 Привлечение родителей к проведению мероприятий по ПДД, участие в школьных, городских и краевых акциях В течение года В классах – классный руководитель, воспитатель

10.4. План работы по профилактике ДДТТ и пропаганде ПДД с педагогами школы

          

Цель: совершенствование знаний педагогов в области обучения детей ПДД, обмен опытом.

Содержание деятельности Сроки Ответственный
1 Разработка и внедрение методических рекомендаций для проведения занятий педагогами школы-интерната по БДД и изучению ПДД август Заместитель директора по воспитательной работе
2 Примерные темы семинара, совещания, заседания «круглого стола»:
  • Как рассказывать детям о ПДД. Учить, играя. Использование статистических данных о ДТТ с участием школьников. Необходимая документация по ПДД.
  • Использование ИКТ и наглядных пособий при изучении ПДД. Формы и методы обучения ПДД. «Круглый стол» с участием работников ГИБДД.
  • Проверка знаний по ПДД. Работа с родителями по профилактике ДТП среди учащихся

1 раз в год

зам. директора по воспитательной работе, социальный педагог, сотрудники ГИБДД
3 Семинар на тему «Оказание первой медицинской помощи при ДТП» Ноябрь (осенние каникулы) Заместитель директора по воспитательной работе, медицинские работники школы
4 Методическая выставка новинок литературы для классных руководителей, воспитателей по профилактике правонарушений и ДТП В течение года Педагог - библиотекарь
5 Индивидуальные консультации по теме БДД с приглашением сотрудников ГИБДД По мере необходимости Классный руководитель, социальный педагог
6 Консультация «Возрастные и психофизиологические особенности поведения детей в дорожной среде»

Сентябрь, май

Педагог - психолог
7 Посещение классных часов и внеклассных мероприятий по теме «Безопасность дорожного движения». Обмен опытом. В течение года МО учителей, воспитателей
8 Контроль работы классных руководителей, воспитателей, ответственных за реализацию программ по БДД В течение года Заместитель директора по воспитательной работе
9 Создание методических копилок по БДД и изучению ПДД в классах В течение года Классный руководитель, воспитатель

10.5. План общешкольных, городских мероприятий по БДД и изучению ПДД

Цель: совершенствование знаний учащихся в области безопасного поведения на дорогах и изучения ПДД.

№пп Мероприятие Сроки Ответственный
1  Оформление школьного стенда «Уголок безопасности  дорожного движения»  1 раз в 2 недели

Заместитель директора по воспитательной работе

Руководитель кружка ЮИД

2 «Минутки безопасности» ежедневно Классные руководители
3 Экскурсии к пешеходным переходам, остановкам общественного транспорта с практическими занятиями «Как перейти улицу» 1 раз в четверть

Инспектор ГИБДД по пропаганде ПДД, социальный педагог,

Классные руководители, воспитатели 1-4-х классов 

4 «Посвящение в пешеходы» для учащихся 1 класса сентябрь Педагог – организатор, классные руководитель, воспитатели, руководитель кружка ЮИД
5 Школьная олимпиада по ПДД (5-6 классы) февраль Социальный педагог, классные руководители, воспитатели
6 Просмотр видео – роликов, мультипликационных фильмов по БДД 1 раз в квартал Воспитатели, руководитель кружка ЮИД
7 Участие в общешкольных, городских, краевых конкурсах рисунков, плакатов по теме правил дорожной безопасности, акциях по пропаганде безопасного поведения на дороге В течение года Учитель ИЗО, Классные руководители

10.6. Организация взаимодействия между школой - интернатом и ГИБДД

г. Ачинска

Цели и задачи:

  1. Объединение усилий педагогического коллектива школы и сотрудников ГИБДД в области пропаганды безопасности дорожного движения;
  2. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма;
  3. Привлечение внимания общественности к проблеме дорожной безопасности детей и подростков;
  4. Профессиональная ориентация учащихся;
  5. Активизация работы несовершеннолетних по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;
  6. Формирование у детей и взрослых активной жизненной позиции и воспитание высокой культуры участника дорожного движения.
Содержание деятельности Сроки Ответственный
1 Организация проведения общешкольных родительских собраний, посвященных началу (окончанию) учебной четверти, с приглашением сотрудников ПДН, ГИБДД на тему «Обеспечение безопасного поведения детей на дорогах» Сентябрь, май Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, классные руководители
2 Участие в городских акциях, мероприятиях по БДД, организованных ГИБДД г. Ачинска В течение года Классные руководители, воспитатели сотрудники ГИБДД
3 Сотрудничество школы – интерната с сотрудниками ГИБДД в проведении общешкольных массовых мероприятий на тему БДД В течение года Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, классные руководители, воспитатели

11. Ожидаемые результаты работы по программе:

  • Повышение культуры безопасного поведения на дорогах у учащихся школы - интерната;
  • Снижение детского дорожно-транспортного травматизма;
  • Тесное сотрудничество со структурами, обеспечивающими безопасность на дорогах;
  • Наличие у учащихся основ теоретических знаний и практических умений, относящихся к сфере обеспечения дорожной безопасности;
  • Воспитанная культура поведения, сознательное отношение к своей жизни и здоровью.

Программа призвана способствовать формированию у учащихся культуры безопасности жизнедеятельности. Ожидается, что в результате освоения материала программы школьники:

Познакомятся Научатся
с правилами дородного движения

пользоваться Правилами дорожного движения

со значением сигналов светофора и жестами регулировщика переходить проезжую часть, пользуясь сигналами светофора или регулировщика движения
с правилами пользования общественным транспортом правильно пользоваться общественным транспортом: входить в транспорт, выходить, переходить проезжую часть вблизи транспорта
с наиболее значимыми дорожными знаками, разметкой проезжей части переходить проезжую часть, пользуясь дорожной разметкой
с наиболее безопасными местами для движения пешехода и перехода проезжей части в микрорайоне выбирать наиболее безопасные места для перехода проезжей части
с правилами передвижения пешехода при отсутствии пешеходных дорожек и тротуаров передвигаться по улице при отсутствии пешеходных дорожек и тротуаров
с последствиями неконтролируемого поведения на проезжей части и нарушения правил дорожного движения предвидеть результаты неконтролируемого поведения и нарушения правил дорожного движения на проезжей части
с ответственностью перед другими участниками дорожного движения осознавать ответственность за свою жизнь и своё здоровье, за жизнь и здоровье всех участников дорожного движения.
с правилами оказания первой медицинской помощи навыкам оказания первой медицинской помощи

Список литературы

Список литературы, рекомендуемый педагогам:

1. «Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника»: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования / М.: Издательский Дом Третий Рим, 2004

2. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И.Божович и Л.В.Благонадежный. – М.: Педагогика, 1972

3. Комлева Л.А. Дети и дорога.- Каменск – Уральский: Калан, 1997.

4. Комментарий к Правилам дорожного движения Российской Федерации / М.Б. Афанасьев, Ю.Н. Ольховников, Ю.Д. Шелков и др.; Под общ. Ред. В.А.Федорова. – М.: За рулем, 1997.

5. Матюгин И.Ю., Аскоченская Т.Ю., Бонк И.К. Как развить внимание и память вашего ребенка: Книга для детей и их родителей. – М.: Эйдос, 1993.

6. «Мы – пешеходы, мы - пассажиры»: Учебно-методическое пособие для учителей начальной школы/ Автор- составитель Плесовских М.Н. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2006

7. Методические рекомендации по организации и проведению мероприятий среди детей по Правилам дорожного движения, Тюмень, 1991.

8. Обеспечение безопасности жизнедеятельности: Методическая разработка для 1-4 классов. – М.,1995.

9. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. – М.: Владос, 2000

10. Правила дорожного движения Российской Федерации. – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2001.

11. Рубец А.Д. История автомобильного транспорта России.- М.: Барма, 1999.

12. Эльконин Д.Б. Психология игры.- М.: Педагогика, 1978.

Список литературы, рекомендуемый детям младшего школьного возраста:

1. Дорожная безопасность: Учебная книжка-тетрадь для 4 класса / Под общ. ред. Главного государственного инспектора безопасности дорожного движения генерал-лейтенанта милиции В.Н. Кирьянова.- М.: Издательский Дом Третий Рим, 2006.

2. Комлева Л.А. Дети и дорога.- Каменск – Уральский: Калан, 1997

3. Кривицкая А. Мчит по рельсам электричка: Стихи. – Каменс-Уральский: Калан, 1998.

4. Советы мудрого ворона: Сказка – раскраска о Правилах дорожного движения.- Каменск – Уральский: Калан, 1976

Список литературы рекомендуемый детям и их родителям:

1. Воронова Е.А. Красный, желтый, зеленый. ПДД во внеклассной работе. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

2. Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников./Серия «Здравствуй школа!». – Ростов н/Дону: Феникс, 2005.

3. Ковалева Н.В. Конкурсы, Викторы, праздники по ПДД для школьников. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

21

4. Mихайлов А.А. Игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». 5-9 кл.– М.: Дрофа, 2004.

5. Конкурсы, викторины, праздники по правилам дорожного движения для школьников/ Н.В. Ковалева – Изд. 2-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

6. Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.

7. Правила дорожного движения для детей./Сост. В.Надеждина. – М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2006.

8. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе: уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия с родителями. – Волгоград: Учитель, 2006.

linia doveria

 

pdd

 nujno