281

Яндекс.Метрика

 

Профориентация

ПРОГРАММА по профориентации учащихся «Мой выбор»

краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ачинская школа № 3»

ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО

Протокол педагогического совета от

30 августа 2017 № 1

Приказ директора КГБОУ «Ачинская школа № 3» от 31.08.2017 года № 484/20

ПРОГРАММА

по профориентации учащихся

«Мой выбор»

                                               Разработана: коллективом КГБОУ «Ачинская школа № 3»

Ачинск

2017г.

Пояснительная записка

I. Введение

Профориентация - это научно обоснованная система социально - экономических, психолого - педагогических, медико - биологических и производственно - технических мер по оказанию молодёжи личностно - ориентированной помощи в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Профориентация в школе реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

Программа «Мой выбор» определяет содержание и основные пути реализации профориентационной работы.

Программа представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс различных мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области самоопределения учащихся.

Нормативно-правовой основой Программы по профориентации учащихся «Мой выбор» являются:

  • Конвенция о правах ребенка;
  • «Конституция РФ»;
  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;
  • Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения ОС;
  • «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»;
  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
  • Трудовой кодекс РФ;
  • Закон «О занятости населения в РФ»;
  • Проект «Стратегия развития профессиональной ориентации населения в Красноярском крае до 2020 года»;
    • Устав КГБОУ «Ачинская школа № 3».

Основные понятия и термины

Профессиональная информация – ознакомление различных групп населения с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования.

Профессиональная консультация – оказание помощи человеку в профессиональном самоопределения с целью принятия осознанного решения в выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества.

Профессиональный подбор – предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики.

Профессиональный отбор – определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (рабочему месту, должности) в соответствии с нормативными требованиями.

Профессиональная производственная и социальная адаптация – система мер, способствующих профессиональному становлению работника. Формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма.

II. Обоснование программы

Необходимость создания программы по профориентационной деятельности объясняется:

во-первых, значимостью данного направления деятельности в системе образования;

во-вторых, координацией деятельности работников образовательного учреждения по повышению эффективности профориентационной работы среди учащихся, их родителей, её конкретизацией с учетом потребностей предприятий и перспективы размещения производительных сил на территории города, края;

в-третьих, важностью создания взаимодействия школы с предприятиями города на основе признания значимости проблемы управления трудовыми ресурсами и профориентационной работой.

Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять всё более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, увеличивается напряжённость, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность. В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути её реализации.

Сложность социально-экономических процессов в обществе, развитие рыночных отношений существенно сказываются на образовании подростков и их профессиональном самоопределении.

Увеличивается число неработающей и не учащейся молодежи. Предприятия трудоустраивают молодежь осторожно, и часто молодые люди оказываются невостребованными на рынке труда.

В настоящее время полноценное вовлечение большинства детей с ограниченными возможностями здоровья в социальную жизнь встречает значительные трудности. Это обусловлено ограничениями на получение равноценного профессионального образования и как следствие, снижением социально-экономической независимости, материальной и моральной привязанностью к государству, к обществу, к семье.

Анализ реализации предпрофильной подготовки и профессиональной ориентации в школе позволили выявить ряд проблем:

  • недостаточны знания выпускников о рынке труда и востребованных профессиях, о способах образования, которыми их можно получить;
  • обучающиеся недостаточно владеют знаниями, необходимыми для выстраивания реалистичных жизненных планов;
  • не простроена система тьюторства.

Состояние проблем и перспектив занятости подростков нашего города на сегодняшний день свидетельствует о том, что представления старшеклассников не совпадают с реальной ситуацией на рынке труда в городе и регионе.

Сегодня не оправдывают себя традиционные способы профориентации, суть которых заключается в приглашении молодежи на вакантные, чаще всего не престижные, малооплачиваемые трудовые места.

    Поэтому необходимо совершенствовать систему профориентационной работы в образовательном учреждении, привести ее в соответствие с требованиями времени.

Этим задачам отвечает предлагаемая Программа профориентации «Мой выбор».

Спецификой школы для детей с ОВЗ является постоянное медицинское сопровождение учащихся. При поступлении ребенка в школу изучается его медицинская карта и составляется карта здоровья ученика и класса в целом. Следующим шагом является составление медицинскими работниками карты здоровья по сопутствующим заболеваниям учащихся школы. Медицинский работник определяет наличие или отсутствие медицинских противопоказаний к занятиям трудовой деятельностью.

В зависимости от этих данных составляются информационные листы для учащихся и их родителей о требованиях по здоровью в различных профессиях, которые предлагают образовательные учреждения нашего города и городов Красноярского края.

Важным представляется формирование у обучающихся активного, положительного отношения к жизни, окружающим себя людям, осознание качества своей жизни. В школе усилиями творческого психолого – медико - педагогического коллектива создано образовательное пространство, дающее каждому ученику возможность полноценно раскрывать свои возможности, формировать позитивный социальный опыт. Программа представляет собой комплекс мероприятий, направленных на совершенствование системы профориентации и единого образовательного пространства для осуществления предварительного самоопределения выпускника в отношении профилирующего направления собственной деятельности.

Формирование гуманистически ориентированного профессионального мировоззрения обучающихся осуществляется через социально – экономическую игру, которая проводится в школе через создание школьного ученического Совета.

Срок реализации программы - 9 лет, которая рассчитана на весь период обучения ребёнка в школе. Решение задач программы профориентации осуществляется в различных видах деятельности обучающихся: познавательной, общественно-полезной, коммуникативной, игровой, производительном труде. Профориентация через учебно-воспитательную познавательную деятельность осуществляется в урочное и внеурочное время, начиная с первого года обучения. Основные задачи на этом этапе: знакомство с миром профессий, диагностика возможностей и личных предпочтений в овладении допрофессиональными навыками с целью определения профиля трудового обучения в дальнейшем. Основными средствами для достижения задач являются воспитательные занятия, работа кружков, уроки. Воспитательные занятия по профориентации проводятся во внеурочное время. С пятого класса продолжается работа по самоопределению профессиональной модели личности учащегося средствами воспитания и обучения, и расширяется профориентационная деятельность на уроках технологии - учащиеся знакомятся с профессиями по соответствующему профилю, востребованными на рынке труда в регионе. С 7 по 9 класс к деятельности воспитателей, учителей-предметников и учителей технологии добавляются занятия социальных педагогов. Это этап, направленный на развитие способностей к профессиональной адаптации в современных социально – экономических условиях. Формы работы: занятия, индивидуальные и групповые консультации, беседы, практическая деятельность.

Мастерские трудовых проб.

Содержание: Мастерские трудовых проб организуются для учащихся 8 - 9 классов с целью апробации, получения практического опыта в овладении некоторыми профессиями. Занятия в виде экскурсий в средне специальные образовательные учреждения, предприятия города проходят во второй половине дня. Профили трудового обучения:

1. Профессиональный лицей № 8: автомеханик, электромонтажник, штукатур, маляр, каменщик.

2. Профессиональный лицей № 40: сварщик, мастер по ремонту и техническому обслуживанию машинно - тракторного парка, наладчик станков и оборудования в металлообработке.

3. Ачинский техникум нефти и газа: электромонтер, сварщик, машинист, лаборант химического анализа.

4. Ачинский торгово – экономический техникум: бухгалтер, товаровед – эксперт, техник – технолог, менеджер по продажам.

5. Ачинский механико – технологический техникум: техник – технолог, товаровед – эксперт, менеджер по продажам.

6. Ачинский медицинский техникум: медицинская сестра, фельдшер.

Занятия в мастерских трудовых проб носят ознакомительный характер, происходит знакомство учащихся с различными материалами, их свойствами, инструментами и оборудованием, спецификой профессии. Максимальное внимание уделяется практической деятельности. Детям дается возможность попробовать себя в разнообразных трудовых действиях.

Участники программы:

III. Цель и задачи Программы

Цель: создать систему действенной профориентации учащихся, способствующей формированию у подростков профессионального самоопределения в соответствии с состоянием здоровья, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации в г. Ачинске и Красноярском крае.

Задачи:

1. Создание системы профориентации учащихся через урочную и внеурочную деятельность.

2. Получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения.

3. Поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности при выборе профессии, трудоустройства.

4. Выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, края.

5. Обеспечение профпросвещения, профдиагностики, профконсультации учащихся.

6. Разработка механизмов содействия трудоустройства выпускников КГБОУ «Ачинская школа № 3».

7. Формирование единого информационного пространства по профориентации.

Профессиональная ориентация как многоаспектовая система

Профессиональная ориентация - это многоаспектовая система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация элективных курсов, а также, что особенно важно, занятий по психологии. Это неслучайно, т. к. только на них происходит прямое воздействие на психику школьника через специально организованную деятельность общения. Таким образом, можно выделить следующие аспекты:

социальный, экономический, психолого-педагогический, медико-физиологический.

Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентаций молодежи в профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучении требований к квалификации работника той или иной сферы.

Экономический аспект - это процесс управления выбором профессии молодежи в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда).

Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору).

Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов.

Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.

Принципы профориентационной работы в школе

  • Систематичность и преемственность - профориентационная работа не должна ограничиваться работой только  со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной 9-й класс.
  • Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.
  • Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями.
  • Взаимосвязь школы, семьи, службы занятости, профессиональных учебных заведений, предприятий.
  • Связь профориентации с жизнью.

Механизм обеспечения программы

Программа реализуется по следующим направлениям:

1. Диагностическое направление

2. Работа с педагогическими кадрами

3. Работа с родителями (законными представителями)

4. Работа с обучающимися

5. Информационное направление

6. Рефлексивное направление

IV. Этапы работы по профориентации (с учетом возрастных особенностей)

С учетом психологических и возрастных особенностей, здоровья школьников можно выделить следующие этапы, содержания профориентационной работы в школе.

Iвозрастной этап:

1-4 классы:

- формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;

- развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.

Формы работы на этапе:

ü  Игры «Профессии моих родителей»

ü  Кружки по интересам

ü  Тематические классные часы «Хочу стать…»

IIвозрастной этап:

5-7 классы:

- развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”);

- приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.

Формы работы на этапе:

ü  Профориентационные часы

ü  Анкетирование

ü  Экскурсии в профильные училища, лицеи, техникумы

ü  Участие в проектной деятельности

ü  Индивидуальные консультации с учениками и их родителями о требованиях к профессиям по здоровью

IIIвозрастной этап:

8-9 классы:

- групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;

- формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.

Формы работы:

ü  Профориентационные игры, беседы о здоровье с медицинскими работниками

ü  Психологическое сопровождение (анкетирование, диагностика, консультирование)

ü  Участие в Ярмарке рабочих и учебных мест

ü  Экскурсии на предприятия «Дни открытых дверей»

ü  Мониторинг по соответствию своих желаний и возможностей

   
VI. Направления и содержание работы по Программе «Мой выбор»
№ пп Название мероприятия Сроки выполнения ответственный Показатели эффективности
Организационные мероприятия
1 Совещание ответственных лиц за профориентационную работу в школе Раз в квартал Заместитель по воспитательной работе, социальный педагог, педагог – психолог, классные руководители Распределены обязанности, даны поручения
2 Оформление уголков в классе по профориентации В течение года Заместитель по воспитательной работе, классные руководители Подготовлено 9 уголков
3 Разработки классных часов, игр, рекомендаций классным руководителям, учителям-предметникам по реализации программы профориентации учащихся. Март – сентябрь Заместитель по воспитательной работе, социальный педагог, педагог – психолог Разработана система подготовки детей к профессиональной деятельности, создана методическая база для занятий по профориентации
4 Пополнение библиотечного фонда литературой по профориентации и трудовому обучению Постоянно Педагог - библиотекарь Создан комплект литературы по направлению - профориентация
5 Смотр кабинетов, уголков по профориентации Сентябрь Заместитель по воспитательной работе, социальный педагог, педагог – психолог Полное представление о создании уголков по профориентации…выводы….создано 9 информационных уголков…
Диагностическое направление
1 Изучение медицинской карты и составление карты здоровья учащегося и класса в целом Сентябрь, октябрь Медицинские работники, педагог – психолог, классные руководители 100% - ое представление о состоянии здоровья детей и класса в целом
2 Составление информационных листов для учеников и их родителей о требованиях по здоровью в различных профессиях ноябрь Медицинские работники, педагог – психолог, классные руководители На каждого учащегося будет составлена индивидуальная информационная карта с требованиями к здоровью в зависимости от выбираемой профессии
3 Проведение анкетирования родителей начальной школы для определения уровня информированности о возможных вариантах трудовой деятельности их детей Сентябрь, октябрь Социальный педагог, классные руководители 90% родителей (законных представителей) начальной школы будут иметь информацию о возможных вариантах и условиях трудовой деятельности их детей
4 Проведение анкетирования родителей 5 – 7 классов для определения уровня информированности о спектре предлагаемых профессий учебными заведениями города, о представлениях будущей профессии своего ребёнка Сентябрь, октябрь Социальный педагог, классные руководители 90% родителей (законных представителей) 5 – 7 классов будут иметь информацию о возможных вариантах и условиях трудовой деятельности их детей
5 проведение обследования обучающихся 8 – 9 классов с целью выявления профессиональных предпочтений и готовности к профессиональной деятельности Апрель, май Социальный педагог, педагог – психолог, классные руководители 95% детей 8 – 9 классов опрошены и с ними проведены анкетные исследования по выявлению профессиональных предпочтений и готовности к профессиональной деятельности
Работа с педагогическими кадрами  
1 Создание банка   данных об учебных заведениях города и края Октябрь – декабрь Заместитель директора по учебной работе В школе – интернате имеется банк данных в виде раздела на сайте учреждения с полной информацией о средних и высших образовательных учреждениях города, края, приоритетных для обучения наших детей
2

Встреча школьного сообщества со специалистами Центра занятости населения

г. Ачинска

1 раз в год Социальный педагог 85% обучающихся, педагогов, представителей родительских комитетов классов включены в деятельность по профориентации. Имеется представления у вышесказанных категорий людей о специалистах ЦЗН
3 Проведение для педагогов школы семинара по теме «Теория и практика профориентационной работы» Февраль Заместитель по воспитательной работе, специалисты ЦЗН 70% педагогов школы – интерната получат информацию о профориентационной деятельности в учреждении, системе работы в этом направлении.
4

Организация и проведение для учителей профконсультации по изучению личности школьника:

- «Изучение личностных особенностей и способностей учащихся»

- «Изучение склонностей и интересов»

- «Изучение профессиональных намерений и планов учащихся»

В течение действия данной Программы Школьный педагог - психолог Создана возможность для 100% педагогов оперативно получить информацию по возникшему вопросу и консультацию в деятельности по изучению личности школьника в области его профессиональной ориентации
5 Семинар-практикум для педагогов начальных классов «Планирование, организация профориентационной работы с учащимися начальных классов» Май Заместитель по воспитательной работе, социальный педагог, педагог – психолог, специалисты ЦЗН У 90% педагогов начальной школы сформирована система работы с учащимися начальной школы в области профориентации учащихся
Работа с родителями  
1

Проведение родительских собраний:

- для учащихся 5-7 классов

«Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении»;

-для учащихся 8 - 9 классов «Анализ рынка труда и востребованности профессий в регионе»

ежегодно Заместитель по воспитательной работе, социальный педагог, педагог – психолог, специалисты ЦЗН Охват 90% родителей (законных представителей). Получена ими информация воспитательной роли семьи в профессиональном самоопределении ребенка. Совместно с родителями (законными представителями) проанализирован рынок профессий на сегодняшний день в нашем городе и востребованность профессий
2 Проведение индивидуальных консультаций с родителями по вопросу выбора учащимися профессий, а также по другим проблемам профориентации По факту обращения Школьный педагог - психолог, социальный педагог Создана возможность для 100% педагогов оперативно получить информацию по возникшему вопросу или проблеме и консультацию в деятельности по выбору профессии
3 Привлечение родителей к проведению классных часов и оформлению профориентационных уголков В течение действия данной Программы Классные руководители 5% - 10% родителей (законных представителей) в каждом классе привлечены в изготовлении классных профориентационных уголков
4 Участие в акции Краевое родительское собрание «Выбор профессии – выбор будущего» ноябрь Заместитель по воспитательной работе, социальный педагог, педагог – психолог, специалисты ЦЗН 90% родителей (законных представителей) участвуют в данной акции
Работа с обучающимися:
1- 4 классы
1

Игра «Профессии моих родителей»

В течение года Классные руководители, воспитатели ГПД 100% -й охват участие детей в таких игровых практиках. Получены знания о профессиях, которыми обладают их родители.
2 Занятия в кружках, секциях, клубах по интересам согласно расписания В течение года Классные руководители, воспитатели ГПД 100% детей заняты во внеурочной деятельности как в школе – интернате, так и в учреждениях дополнительного образования города
3 Классные часы «Хочу стать…» В течение года Классные руководители, воспитатели ГПД 100% обучающихся включены в практическую деятельность на классных часах
4 Проведение экскурсий на предприятия города В течение года Социальный педагог, воспитатели ГПД Получение знаний обучающимися о конкретном предприятии, условиях работы – 100%
5 Участие в школьном конкурсе рисунков «Кем я хочу быть!!!» ноябрь Воспитатели ГПД 80% учащихся принимает участие в подобных конкурсах, через рисунок ребенок узнает новые знания о профессии.
6 Библиотечные часы, уроки на тему профориентации В течение года Педагог – библиотекарь, воспитатели ГПД 90% обучающихся включены в деятельность, расширен кругозор знаний в области профессий через библиотечные часы, уроки
5 – 7 классы
1 Профориентационые классные часы 1 раз в месяц Классные руководители, воспитатели ГПД 90% обучающихся включены в практическую деятельность на классных часах
2 Проведение тестирования и анкетирования учащихся   с целью выявления профнаправленности и выработки предложений по профессиональной ориентации на профессии, востребованные на рынке труда г. Ачинска

По плану педагога – психолога

Медицинский работник

Педагог – психолог, классные руководители У 90% родителей определён уровень информированности о профессиях и учреждениях профессионального образования. У 100% учащихся определён уровень информированности о профессиях и учреждениях профессионального образования.
3 Экскурсии в образовательные учреждения НПО и СПО г. Ачинска Ноябрь, апрель Социальный педагог, воспитатели ГПД

У 90% учащихся и родителей, посетивших учебное заведение, сформировано представление о конкретном учебном заведении, условиях обучения, о предлагаемых профессиях и о возможности дальнейшего трудоустройства.

Знание расположения учебных заведений.

4 Проведение экскурсий на предприятия города Октябрь, март Социальный педагог, воспитатели ГПД Получение знаний обучающимися о конкретном предприятии, условиях работы – 100%
5 Участие в мероприятиях профориентационного городского проекта волонтерского движения «Твои горизонты» В течение года Классные руководители, воспитатели ГПД, педагог - психолог 50% обучающихся включены в практическую деятельность в рамках проекта
6 Участие в работе ученического Совета школы. В течение года Воспитатели ГПД 100% обучающихся включены в практическую деятельность школьного ученического Совета, приобретаются практические навыки почувствовать себя в роли, например, президента республики или руководителя целого ведомства, например, департамент здоровья.
7 Участие в социальных грантовых конкурсах ООО «РУСАЛ» «Территория РУСАЛа» В течение года Заместитель по воспитательной работе, воспитатели ГПД Не менее 60% детей, 25% педагогов, 10% родителей (законных представителей) всегда участвует в социальных грантовых конкурсах ООО «РУСАЛ» «Территория РУСАЛа»
8 Библиотечные часы, уроки на тему профориентации В течение года Педагог – библиотекарь, воспитатели ГПД 90% обучающихся включены в деятельность, расширен кругозор знаний в области профессий через библиотечные часы, уроки
9 Участие в городском конкурсе рисунков «Профессии моих родителей» Октябрь, ноябрь Воспитатели ГПД 80% учащихся принимает участие в подобных конкурсах, через рисунок ребенок узнает новые знания о профессии
8 - 9 классы
1 Участие в акции Краевое родительское собрание «Выбор профессии – выбор будущего» ноябрь Заместитель по воспитательной работе, социальный педагог, педагог – психолог, специалисты ЦЗН 90% родителей (законных представителей) участвуют в данной акции
2 Профориентационные игры, беседы и встречи с медицинскими работниками Сентябрь, январь Классные руководители, медицинский работник школы 90% включенность детей в практическую деятельность
3 Психологическое сопровождение: тренинги, игры, общение на тему профориентации По плану педагога - психолога Педагог – психолог, воспитатели ГПД 90% включенность детей в практическую деятельность
4 Участие в дистанционном проекте «Профориентатор.ру» В течение года Учитель информатики 70% детей посещают данный информационный портал
5 Участие в Ярмарке рабочих и учебных мест Октябрь, апрель Классные руководители 90% включенность детей
6 Экскурсии на предприятия города «День открытых дверей» В течение года Классные руководители, воспитатели ГПД Получение знаний обучающимися о конкретном предприятии, условиях работы – 90%
7 Участие в профориентационном проекте совместно с городским ЦЗН «Выпускник» В течение года Социальный педагог, специалисты ЦЗН -90% включенность выпускного класса 60% - учащихся 8 класса - в практическую деятельность
8 Библиотечные часы, уроки на тему профориентации В течение года Педагог – библиотекарь, воспитатели ГПД 90% обучающихся включены в деятельность, расширен кругозор знаний в области профессий через библиотечные часы, уроки
Информационное направление
1 Знакомство родителей (законных представителей) с результатами анкетирования, тестирования, медицинскими картами здоровьями учащихся В течение года Педагог – психолог, медицинские работники 90% родителей (законных представителей) с результатами анкетирования, тестирования, медицинскими картами здоровьями учащихся
2 Информирование о профориентационной работе в школе через школьный сайт В течение года Учитель информатики 90% детей и 65% родителей (законных представителей) посещают школьный сайт
3 Информирование родителей (законных представителей) на классных родительских собраниях Раз в квартал Классные руководители, воспитатели ГПД 90% родителей (законных представителей) получают информацию о профориентационной деятельности на классных родительских собраниях
4 Выпуск агитационных листовок с информацией об образовательных учреждениях НПО и СПО г. Ачинска 2 раза в год Учитель информатики, классные руководители По 100 экземпляров листовок выпускается 2 раза в год
Мониторинг:
1 Анализ прохождения дальнейшего обучения и устройства выпускников школы по окончании 9 класса: количество учащихся перешедших в 10-ые классы ОУ города и количество учащихся, поступивших в НПО и СПО г. Ачинска и других городов России. В течение года Заместитель по воспитательной работе, социальный педагог, педагог – психолог Создан банк данных о 100% выпускников нашей школы – интерната, где указывается их дальнейшее прохождение в профессиональной ориентации.
2 Отслеживание дальнейшей судьбы учащихся школы,   закончивших НПО и СПО, их трудовая ориентация. В течение года Заместитель по воспитательной работе, социальный педагог, педагог – психолог Создан банк данных о 100% выпускников нашей школы.
3 Распространение данного опыта В течение года Заместитель по воспитательной работе, социальный педагог, педагог – психолог Встречи с коллегами других образовательных учреждений, участие наших педагогов в заседаниях и комиссиях ЦЗН, администрации города. Выступление на этих мероприятиях с докладами и презентациями.
4 Определение качества знаний обучающихся о профессиях апрель Зам. директора по воспитательной работе, воспитатели ГПД, кл. руководители, социальный педагог У 80% обучающихся сформированы представления о мире профессий
5 Определение сформированности профессионального плана обучающихся

В течение учебного года

Заместитель по воспитательной работе, социальный педагог, педагог – психолог, классные руководители, учителя - предметники У обучающихся 9 классов на 90 % сформирован профессиональный план
6 Анализ результатов реализации программы профориентации Апрель, май Заместитель по воспитательной работе, социальный педагог, педагог – психолог Достигнутые результаты соответствуют целям и задачам программы профориентации

Промежуточные итоги реализации профориентационной программы подводятся в форме аналитических справок, отчетов по итогам проведенных мероприятий. Итоговый анализ результативности профориентационной работы за текущий учебный год осуществляется в конце учебного года (справка – доклад на итоговом педагогическом совете).

Сбор и анализ информации осуществляет классный руководитель в первый год после выпуска учащихся из школы, далее второй и третий год после выпуска - социальный педагог.

По результатам анализа работы вносятся коррективы в план работы по профориентации на следующий учебный год.


Литература:

  1. Бондарев В.П. Выбор профессии. М.: Просвещение,1991.
  2. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1973. – 189 с.
  3. Галстян М.Н. Программа профессионального самоопределения «Твоя профессия»// Работа социального педагога в школе и микрорайоне. М., 2010.
  4. Махаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию. М. УЦ Перспектива, 2006.
  5. Основы теории и практики профориентации // сост. В.И. Балалихин. Л., 1990.
  6. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор» / Под ред. Н.В.Афанасьевой. – СПб.: Речь, 2007. – 366 с.
  7. Филимонова О.Г. Как научиться выбирать профессию?: Программа занятий для развития профессионального самоопределения учащихся 9-х классов. М.: Чистые пруды, 2008. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог», вып.20).
    1. Чумаков И.В. Психологическая карта учащегося группы риска: диагностика и сопровождение. Волгоград: Учитель, 2008. – 462 с.

linia doveria

 

pdd

 nujno