281

Яндекс.Метрика

 

2.5. Программа внеурочной деятельности обучающихся начальной школы с ЗПР

2.5. Программа внеурочной деятельности обучающихся начальной школы с ЗПР

2.5.1. Внеурочная деятельность является частью адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи КГБОУ «Ачинская школа № 3», формируемой участниками образовательного процесса, обеспечивающей реализацию индивидуальных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

2.5.2. Внеурочная деятельность ориентирована на реализацию часов коррекционно-развивающей области, на обеспечение сохранения и укрепления физического, психологического здоровья обучающихся, на обеспечение духовно-нравственного развития учащихся, на развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий, познания и освоения мира, воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального состава.

2.5.3. Занятия во внеурочной деятельности способствуют решению образовательных, воспитательных и коррекционно - развивающих задач:

- коррекционной помощи в овладении базовым содержанием образования;

- индивидуализации специального сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

- расширению и углублению умений и навыков, предусмотренных учебными программами;

- ознакомлению учащихся с достижениями отечественной и мировой науки, техники, литературы, искусства, спорта;

- формированию и развитию умений применять знания на практике;

- воспитанию потребности в самовоспитании и самообразовании;

- сохранению и укреплению нравственного и физического здоровья.

2.5.4. Структура плана внеурочной деятельности начального общего образования и содержание программ внеурочной деятельности.

План внеурочной деятельности ориентирован на освоение образовательных программ посредством реализации модели внеурочной деятельности «Школа полного дня».

Продолжительность учебного года – 33 учебных недели при пятидневной учебной неделе в 1 классе, 34 учебные недели при пятидневной учебной неделе (2-4 классы).

На ступени начального общего образования осуществляется: становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе; духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление физического и духовного здоровья обучающихся. Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Основой для модели «Школа полного дня» является реализация внеурочной деятельности преимущественно воспитателями и педагогами дополнительного образования.

Данную модель характеризует:

создание условий для полноценного пребывания ребенка в образовательном учреждении в течение дня, в том числе, через поляризацию образовательной среды школы и выделением разноакцентированных пространств;

содержательное единство учебного, воспитательного, развивающего процессов в рамках воспитательной системы и основной образовательной программы образовательного учреждения;

создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и включающую рациональную организацию образовательного процесса, оптимизацию двигательной активности, организацию рационального питания, работу по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;

создание условий для самовыражения, самореализации и самоорганизации детей, с активной поддержкой детских общественных объединений и органов ученического самоуправления;

построение индивидуальной образовательной траектории и индивидуального графика пребывания ребенка в образовательном учреждении;

опора на интеграцию основных и дополнительных образовательных программ.

Преимуществами данной модели являются: создание комплекса условий для успешной реализации образовательного процесса в течение всего дня, включая питание.

Содержание внеурочной деятельности осуществляется по направлениям:

спортивно-оздоровительное,

духовно-нравственное,

социальное,

общеинтеллектуальное,

общекультурное.

Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательном учреждении.

Содержание программ, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм организации: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно   полезные   практики,   социальное   проектирование, коррекционно-развивающие, компенсирующие занятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и необходимую коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии. Содержание и организация внеурочной деятельности обучающихся, воспитанников 1-4 классов.

Внеурочная деятельность спортивно - оздоровительного направления в 1-4 классах представлена следующими программами: секция «Шахматы», секция «Общая физическая подготовка», секция «Биатлон», «Лыжные гонки», Радуга здоровья».

Главная цель программы секция «Шахматы» — развитие мышления младшего школьника во всех его проявлениях — от наглядно образного мышления до комбинаторного, тактического и творческого. Шахматы способствуют улучшению внимания школьника, а это одна из главных задач, стоящих перед учителями начальной школы. В данном случае развитию внимания способствует мотивация, возникающая у школьника в процессе интеллектуального единоборства.

Эффективной формой занятий физической культурой со школьниками является общая физическая подготовка. В них могут заниматься практически все желающие дети. Программа «Общая физическая подготовка» предусматривает проведение теоретических и практических учебно - тренировочных занятий. Основой общей физической подготовки является развитие физических качеств человека быстроты, ловкости, силы, гибкости, выносливости.

Основными задачами программы по ОФП являются:

- содействие правильному физическому развитию школьника;

- обучение жизненно-важным двигательным навыкам и умениям;

- формирование интереса к регулярным занятиям физической культурой;

- обучение навыкам рационального дыхания;

- формирование правильной осанки;

- обучение правилам самостоятельного подбора, составление и выполнение утренней гигиенической гимнастики, корригирующей гимнастики;

- обучение методам самоконтроля при выполнении физических упражнений;

- соблюдение правил личной гигиены, рационального режима труда и отдыха, и рационального   питания.

Программа «Биатлон» предназначена для подготовки спортсменов по биатлону в группе начальной подготовки. Основная цель этапа подготовки – отбор перспективных воспитанников, повышение разносторонней физической подготовки, овладение основными техниками избранного вида спорта, накопление соревновательного опыта.

Основными формами организации тренировочного процесса являются:

- групповые тренировочные занятия;

- участие в спортивных соревнованиях и иных мероприятиях;

- просмотр учебных видеофильмов и кинофильмов;

- тестирование и медицинский контроль.

Программа «Лыжные гонки» предусматривает проведение 3-х тренировочных занятий в неделю продолжительностью 2 академических часа. Основные задачи программы на этапе начальной подготовки:

всестороннее физическое развитие, укрепление здоровья,

приобретение разносторонней физической подготовленности на основе

комплексного применения упражнений из различных видов спорта, подвижных игр;

овладение основами техники лыжных ходов и других физических упражнений;

воспитание черт спортивного характера;

выявление задатков, способностей и спортивной одаренности.

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся «Радуга здоровья» - это комплексная программа формирования познавательного интереса и бережного отношения к природе, умений безопасного поведения в окружающей среде, отношения знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Цель программы: обеспечение условий для формирования у обучающихся экологической   культуры, здорового   и   безопасного   образа   жизни.

Духовно-нравственное направление внеурочной деятельности в 1-4 классах представлено следующими программой: «Школа нравственности и гражданства».

Программа духовно-нравственного развития и воспитания «Школа нравственности и гражданства» направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.

Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – социальными партнерами школы.

Основная педагогическая цель: создание условий, способствующих духовно-нравственному воспитанию и развитию детей, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Программа предусматривает приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности.

Социальное направление внеурочной деятельности в 1-4 классах представлено следующими программами: «Юный волонтер», «Мой выбор», «Безопасная дорога», «Детская газета».

Целью программы «Юный волонтер» является инициирование и развитие волонтерского движения в школе.

В задачи программы входит: знакомство с деятельностью волонтерского движения в школе, распространение идей и принципов социального служения обществу, среди учащихся младших классов, привлечение младших школьников к решению социально-значимых проблем, получение необходимого опыта и навыка для реализации собственных идей и проектов, информирование младших школьников о потенциальных возможностях своего развития, замещение асоциального поведения социальным; гуманистическое и патриотическое воспитание.

Программа «Мой выбор» определяет содержание и основные пути реализации профориентационной работы.

Программа представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс различных мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области самоопределения учащихся.

В результате реализации программы у детей основной школы будет сформировано ценностное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе, интерес к учебно-познавательной деятельности, основанный на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую. Сформируется личностный смысл в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”). Дети получат первоначальный опыт в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре.

Программа по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма и изучению правил дорожного движения среди учащихся «Безопасная дорога» ориентирована на детей школьного возраста и направлена на то, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали историю возникновения правил дорожного движения, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях, на практике применяли свои знания. Данная программа направлена на решение задачи не только обучения детей правопослушному и безопасному поведению на улицах, дорогах и в транспорте, но и их воспитания.

В основе программы лежат педагогические закономерности, инновационные и традиционные принципы, формы и методы обучения и воспитания.     Главная задача – научить детей культуре поведения на дорогах и улицах. В программу входят занятия, которые помогают детям ориентироваться в дорожных ситуациях и на практике применять полученные знания.

Программа призвана сформировать у учащихся устойчивые навыки соблюдения и выполнения Правил дорожного движения, применять современные формы и методы обучения и воспитания детей, инновационные технологии, направленные на предупреждение несчастных случаев на улицах и во дворах.

Целью программы «Детская газета» является раскрытие творческого потенциала учащихся в сфере журналистики. Программа «Детская газета» целесообразна для детей с ограниченными возможностями здоровья для адаптации их в социум, способствует совершенствованию умения учащихся свободно владеть устной речью, красиво и грамотно формулировать связное высказывание в письменной речи. Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы, направлена не только на совершенствование речевой деятельности и развитие творческих способностей ребѐнка, но и главное - на создание продукта, имеющего значимость для других людей.

Создание школьной газеты позволяет установить более тесные микросоциальные связи внутри школы. Участие учащихся в школьном пресс-центре поддерживает их индивидуальное развитие, так как помогает организовать себя, выразить свои мысли, распространить их среди других людей, помогает лучше познать себя, открыть мир.

Общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности в 1-4 классах представлено следующими программами: «Я - исследователь», «Решение проектных задач», «Групповой проект», «Веселый английский», «С роботом на ТЫ», «Увлекательный мир информатики».

Цель программы «Я - исследователь» обращена к трансформации процесса развития интеллектуально - творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития актуальной проблеме психологического стимулирования и актуализации процесса развития познавательной сферы учащихся начальной школы. Задачами программы являются:

- развитие познавательных способностей младших школьников;

- обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

- формирование и развитие у детей умений и навыков исследовательского поиска;

- формирование представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

Программа «Решение проектных задач» призвана сформировать у ребенка базовые умения и навыки, развить аналитические, познавательные, коммуникативные способности ребенка на начальной ступени обучения. Проектные задачи, решаемые в рамках программы, носят и предметный, межпредметный и метапредметный характер, способствуют развитию познавательной активности, способности к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию, формируют самостоятельность обучающегося, его аналитические умения.

Содержание программы основано на богатом культурном наследии – сказках, притчах, легендах народов мира – и носит воспитательный характер.

Программа «Групповой проект» направлена на учебное проектирование как необходимый элемент современной системы образования. Цель: формирование основополагающих умений учебного   проектирования.   Задачи:

Приобретение знаний о структуре проектной деятельности;

Формирование проектных умений;

Овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;

Освоение основных компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной.

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей   учащихся;

Формирование компетентной   личности, способной к самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности и способы реализации выбранного жизненного пути.

Программа «Веселый английский» ориентирована на личность ребёнка: расширяет лингвистический кругозор детей, ребёнок получает сведения о другой стране и её жителях. Он узнаёт, что английские слова произносятся иначе, чем слова родного языка, что перед названиями предмета нужно обязательно ставить маленькие словечки- артикли. Ребёнок учится наблюдать и сравнивать речевые явления родного и иностранного языка, помогает ему понять, что одна и та же мысль в разных языках выражается разными способами.

Основной и главной формой воспитательного часа является игра. Игра помогает максимально использовать благоприятные возможности этого возраста для овладения иностранным языком. В игре формируется речевое поведение детей, а также развивается память и мышление детей, воспитывается культура общения. Предлагаемая программа направлена на создание базы для дальнейшего изучения иностранного языка в начальной школе.

Приоритеты в современном обществе и краевая политика, направленная на развитие технического творчества детей и подростков, способствовали созданию образовательной программы «С роботом на ТЫ», основанной на материалах www.legoeducation.com, http://legoengineering.com, robosport.ru.

Цель программы: развитие творческого потенциала, инженерного мышления и авторской позиции ребёнка в области технического конструирования и робототехники через разработку и создание собственных автоматизированных моделей. Программа не дублирует содержание школьных предметов – математики, информатики, физики. Образовательное действие направлено на создание пространства, способствующего осмыслению подростками своих личных перспектив в контексте развития научного поля. Образовательный эффект заключается ещё и в том, что прохождение программы задаёт образ определённого сообщества, влияет на формирование ценностей.

Программа «Увлекательный мир информатики» составлена с учетом санитарно-гигиенических требований, возрастных особенностей учащихся младшего школьного возраста и рассчитана на работу в учебном компьютерном классе. Целью программы является формирование основ информационно-коммуникационной компетентности (овладение младшими школьниками навыками работы на компьютере, умением работать с различными видами информации и освоение основ проектно-творческой деятельности).

Ребенок в современном информационном обществе должен уметь работать на компьютере, находить нужную информацию в различных информационных источниках (электронных энциклопедиях, Интернете), обрабатывать ее и использовать приобретенные знания и навыки в жизни. Учащиеся младших классов выражают большой интерес к работе на компьютере и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования.

Общекультурное направление внеурочной деятельности в 1-4 классах представлено следующими программами: изостудия «Акварель», хоровая студия «Океан улыбок», Хореография, вокальная студия «Кантилена», оркестр русских народных инструментов «Русские потешки», кружок «Станем волшебником!», кружок «Волшебная глина».

Программа занятий студии изобразительного искусства «Акварель» ставит целью пробуждать и укреплять интерес и любовь к изобразительному искусству, развивая эстетические чувства и понимание прекрасного; совершенствовать изобразительные способности, художественный вкус, наблюдательность, творческое воображение и мышление; знакомить с искусством родного края, с произведениями изобразительного и декоративно - прикладного искусства, расширять и углублять возможности детского творчества за рамками школьной программы, дает возможность одаренным детям получить творческое удовлетворение от созданного ими образа. Изобразительная деятельность - это своеобразная форма познания реальной действительности окружающего мира, постижения художественного искусства, и поэтому требует углубленного изучения.

Занятия изобразительным искусством по данной программе являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы. Целый ряд  специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщать детей к творчеству.

Цель программы хоровой студии «Океан улыбок» - развитие общей музыкальной культуры детей в процессе творческого восприятия и исполнения музыкальных произведений, развитие творческого потенциала ребенка. Ребенок, изучая и исполняя вокальные произведения, знакомится с сокровищницей мирового музыкального искусства, формирует определенный объем певческих умений, навыков, развивает речь, память, мышление, эмоциональный отклик на различные явления жизни, умения и навыки коллективной деятельности, позитивное отношение к окружающему миру через постижение им эмоционально-нравственного смысла музыкального произведения, через личностную оценку исполняемой музыки. Мероприятия воспитательно-познавательного характера (посещение концертов, творческих вечеров) способствуют расширению кругозора учащихся. Занятия в хоре развивают такие качества, как стремление к самосовершенствованию, стремление показать свой творческий потенциал. В результате изучения курса у школьников будут сформированы основы музыкальной культуры, воспитаны нравственные и эстетические чувства, художественный вкус; развит интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности, образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.

Школьники смогут открыто выражать свое отношение к искусству, проявлять ценностно-смысловые ориентации, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм. Дети научатся воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах; импровизировать в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности.

Занятия в танцевальном кружке «Созвездие» по программе «Хореография» ставят своей целью открыть перед учащимися мир бального танца, приобщить их к этому прекрасному виду искусства и спорта одновременно, научить элементарным основам танца, т. е. создать фундамент для более серьезного увлечения.

Задачи подготовительной и первой младшей групп научить слушать и понимать команды, музыку, разнообразить набор привычных движений, развить координацию, чувство ритма, память, внимание, музыкальность и пластику.

Задача 2-й младшей группы - освоить танцы с более сложной координацией и ведением в паре; улучшить позиции в паре, развивать логическую и мышечную память; отработать технику движений, привить умение ориентироваться и вести себя на танцевальной площадке.

Программа вокальной студии «Кантилена» разработана как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств; она реализуется в рамках программы формирования вокально-технической деятельности, рекомендованной для внеурочной деятельности новым стандартом.

Программа приобщает детей к музыкальному искусству через пение, самый доступный для всех детей, активный вид музыкальной деятельности, являющийся одним из факторов психического, физического и духовного исцеления детей, а значит, помогает решить задачу охраны здоровья детей.

Важность   этой программы   для школьников подчеркивается еще и тем, что программа предусматривает сочетание как групповых, так индивидуальных занятий, методику вокального воспитания детей, комплекс воспитательных мероприятий: вечера отдыха, встречи с интересными людьми, посещение театров, музеев и других учреждений культуры; совместную работу педагога, родителей и детей.

Актуальность программы оркестра русских народных инструментов «Русские потешки» определяется потребностью в возрождении и широком приобщении детей к традициям русской национальной музыкальной культуры. Отличительной особенностью программы является обучение детей игре на ложках, создание ритмических и инструментальных импровизаций, танцевальных композиций, игровых миниатюр. Данная программа играет важную роль в развитии музыкальных способностей учащихся, их творческого потенциала, формировании коллективных навыков игры, воспитании трудолюбия, способствует всестороннему раскрытию и реализации природного творческого потенциала личности, социально значимого проявления индивидуальности каждого в условиях коллектива, социума. Кружковцам прививается творческое отношение к оркестровому исполнительству. Отрабатываются необходимые в работе умения: слушать во время игры звучание своего инструмента, всего оркестра и его отдельных групп.

Сочетание художественного материала с учебно-тренировочным, использование игровых методов позволяют удерживать интерес детей к музицированию на этапе формирования исполнительских навыков (единства ритма, штрихов, аппликатуры, динамических изменений звука). При отработке технических приёмов использую индивидуальную форму работы.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Творческая мастерская «Станем волшебником!» разработана для занятий с учащимися 1– 4 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения на основе авторской программы Просняковой Т. Н.

Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни.

Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия художественным трудом и повышает заинтересованность учащихся. Социализирующую функцию учебно-методических и информационных ресурсов образования обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей.

Программа «Волшебная глина» является модифицированной, имеет художественную направленность. Общекультурный уровень программы направлен на удовлетворение познавательного интереса ребенка, углубления знаний, умений и навыков в данной образовательной области, обогащение навыков общения и участия в совместной деятельности.

Занятия глиной имеют коррекционную направленность, поскольку обеспечивают развитие мелкой моторики, координацию движений рук, зрительный контроль, умение планировать свою деятельность, устанавливать связь между действием и результатом, развивают внимание, воображение, сенсорику (чувство цвета, формы).

Работа с природным материалом – глиной заключает в себе большие возможности сближения детей с родной природой, воспитания бережного, заботливого к ней отношения и формирования трудовых навыков. Программа охватывает основные направления и приёмы работы: изготовление игрушек, декоративных панно, посуды, украшений, сувениров и т.д.

2.6. Программа коррекционной работы

Цель программы коррекционной работы в соответствии с требованиями ФГОС НОО ОВЗ - создание системы комплексной помощи обучающимся с ТНР в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования, коррекция недостатков в физическом и (или) психическом и речевом развитии обучающихся, их социальная адаптация.

Программа коррекционной работы обеспечивает:

выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР, обусловленных недостаткам в их физическом и (или) психическом (речевом) развитии;

осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико- педагогической помощи обучающимся с ТНР с учетом психофизического и речевого развития и индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

возможность освоения обучающимися с ТНР адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательной организации.

Задачи программы:

своевременное выявление обучающихся с трудностями адаптации в образовательно-воспитательном процессе;

определение особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР, обусловленных уровнем их речевого развития и механизмом речевой патологии;

повышение возможностей обучающихся с ТНР в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования и интегрировании в образовательный процесс с учетом степени выраженности и механизма речевого недоразвития;

создание и реализация условий, нормализующих анализаторную, аналитико-синтетическую и регуляторную деятельность на основе координации педагогических, психологических и медицинских средств воздействия в процессе комплексной психолого-медико-педагогической коррекции;

оказание родителям (законным представителям) обучающихся с ТНР консультативной и методической помощи по медицинским, социальным, психологическим, правовым и другим вопросам.

Программа коррекционной работы предусматривает:

реализацию образовательной организацией коррекционно- развивающей области через специальные курсы и индивидуальную/подгрупповую логопедическую работу, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР, преодоление неречевых и речевых расстройств в синдроме речевой патологии;

обеспечение коррекционной направленности общеобразовательных предметов и воспитательных мероприятий, что позволяет обучающимся с ТНР самостоятельно повышать свои компенсаторные, адаптационные возможности в условиях урочной и внеурочной деятельности;

возможность адаптации основной общеобразовательной программы при изучении всех учебных предметов с учетом необходимости коррекции речевых нарушений и совершенствования коммуникативных навыков обучающихся с ТНР;

организацию и проведение мероприятий, обеспечивающих реализацию «обходных путей» коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих контроль за устной и письменной речью;

реализацию механизма взаимодействия в разработке и осуществлении коррекционных мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательной организации и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества;

психолого-педагогическое сопровождение семьи (законных представителей) с целью ее активного включения в коррекционно- развивающую работу с обучающимся;

организацию партнерских отношений с родителями (законными представителями).

Направления работы

Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования обучающихся с ТНР включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие ее основное содержание:

диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление у обучающихся с ТНР особых потребностей в адаптации к освоению адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования, проведение комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательной организации;

коррекционно-развивающая работа обеспечивает оказание своевременной адресной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом, речевом развитии обучающихся с ТНР;

консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения обучающихся с ТНР в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы начального образования, специалистов, работающих с детьми, их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий образования, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся с ТНР;

информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для обучающихся с ТНР, со всеми его участниками - сверстниками, родителями (законными представителями).

Содержание направлений работы.

Диагностическая работа включает:

изучение и анализ данных об особых образовательных потребностях обучающихся с ТНР, представленных в заключении психолого-медико- педагогической комиссии;

комплексный сбор сведений об обучающихся с ТНР на основании диагностической информации от специалистов различного профиля;

выявление симптоматики речевого нарушения и уровня речевого развития обучающихся с ТНР;

установление этиологии, механизма, структуры речевого дефекта у обучающихся с ТНР;

изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания обучающихся с ТНР;

анализ, обобщение диагностических данных для определения цели, задач, содержания, методов коррекционной помощи обучающимся с ТНР;

осуществление мониторинга динамики развития обучающихся с ТНР, их успешности в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования с целью дальнейшей корректировки коррекционных мероприятий.

Коррекционно-развивающая работа включает:

системное и разностороннее развитие речи и коррекцию речевых расстройств (с учетом уровня речевого развития, механизма, структуры речевого дефекта у обучающихся с ТНР);

совершенствование коммуникативной деятельности;

формирование и коррекцию общефункциональных и специфических механизмов речевой деятельности;

развитие и коррекцию дефицитарных функций (сенсорных, моторных, психических) у обучающихся с ТНР;

развитие познавательной деятельности, высших психических функций (что возможно только лишь в процессе развития речи);

формирование или коррекцию нарушений развития личности, эмоционально - волевой сферы с целью максимальной социальной адаптации обучающегося с ТНР;

достижение уровня речевого развития, оптимального для обучающегося, и обеспечивающего возможность использовать освоенные умения и навыки в разных видах учебной и внеучебной деятельности, различных коммуникативных ситуациях.

Консультативная работа включает:

выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися с ТНР для всех участников образовательного процесса;

консультирование специалистами педагогов по выбору дифференцированных индивидуально-ориентированных методов и приемов работы с обучающимися;

консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционно-развивающего обучения учащегося с ТНР.

Информационно-просветительская работа предусматривает:

различные формы просветительской деятельности (консультации, собрания, лекции, беседы, использование информационных средств), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса и обучающимся, их родителям (законным представителям), вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения обучающихся с ТНР;

проведение тематического обсуждения индивидуально-типологических особенностей обучающегося с ТНР с участниками образовательного процесса, родителями (законными представителями) обучающегося.

Программа коррекционной работы предусматривает вариативные формы специального сопровождения обучающихся с ТНР. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы, что способствует реализации и развитию больших потенциальных возможностей обучающихся с ТНР и удовлетворению их особых образовательных потребностей.

Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебно- воспитательного процесса, при изучении предметов учебного плана, коррекционных курсов и на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях. Соотношение индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий определяется целью, задачами, этапом коррекционно-логопедического воздействия.

Механизмы реализации программы коррекционной работы.

Основными механизмами реализации программы коррекционной работы являются оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательной организации, обеспечивающее комплексное, системное сопровождение образовательного процесса, и социальное партнерство, предполагающее профессиональное взаимодействие образовательной организации с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, другими институтами общества).

Взаимодействие специалистов образовательной организации предусматривает:

многоаспектный анализ личностного, познавательного, речевого развития обучающего с ТНР;

комплексный подход к диагностике, определению и решению проблем обучающегося с ТНР, к предоставлению ему квалифицированной помощи с учетом уровня речевого развития, механизма речевой патологии, структуры речевого дефекта;

разработку индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с ТНР.

Социальное партнерство предусматривает:

сотрудничество с образовательными организациями и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития, социализации, здоровьесбережения обучающихся с ТНР;

сотрудничество со средствами массовой информации;

сотрудничество с родительской общественностью.

Результаты освоения программы коррекционной работы определяются уровнем речевого развития (I уровень; II уровень; III уровень, механизмом и видом речевой патологии (анартрия, дизартрия, алалия, афазия, ринолалия, заикание, дисграфия, дислексия), структурой речевого дефекта обучающихся с ТНР (в соответствии с ФГОС обучающихся с ОВЗ).

Общими ориентирами в достижении результатов программы коррекционной работы являются:

сформированность общефункциональных механизмов речи;

сформированность фонетического компонента языковой способности в соответствии с онтогенетическими закономерностями его становления;

совершенствование лексического, морфологического (включая словообразовательный), синтаксического, семантического компонентов языковой способности;

овладение арсеналом языковых единиц различных уровней, усвоение правил их использования в речевой деятельности;

сформированность интереса к языковым явлениям;

совершенствование «чувства языка» как механизма контроля языковой правильности, функционирующим на базе языкового сознания, которое обеспечивает овладение практикой речевого общения;

сформированность предпосылок метаязыковой деятельности, обеспечивающих выбор определенных языковых единиц и построение их по определенным правилам; сформированность коммуникативных навыков;

сформированность психофизиологического, психологического и языкового уровней, обеспечивающих овладение чтением и письмом;

владение письменной формой коммуникации (техническими и смысловыми компонентами чтения и письма);

совершенствование текстовой деятельности как результата речемыслительной деятельности, где язык, речь, мыслительные процессы взаимодействуют между собой и образуют единое целое.

linia doveria

 

pdd

 nujno