281

Яндекс.Метрика

 

2.3. Программа организации духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся с ЗПР «Школа нравственности и гражданства»

2.3. Программа организации духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся с ЗПР «Школа нравственности и гражданства»

Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся разработана в соответствии с требованиями Конституции Российской федерации, Закона «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина, Устава КГБОУ «Ачинская школа № 3».

Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.

Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – социальными партнерами школы:

- КГБОУ «Красноярский краевой Дворец пионеров и школьников»;

- ФГУ «Государственный заповедник «Центральносибирский»;

- Государственный природный заповедник «Красноярские Столбы»;

- Государственный природный парк «Ергаки»;

- Ачинский краеведческий музей имени Д.С. Каргаполова;

- Ачинский музейно – выставочный центр;

- МБУ ДО "Центр творчества и развития "Планета талантов" г. Ачинск;

- КГБОУ ДО «Красноярский краевой центр «Юннаты».

Ключевые понятия

Гражданственность - национальное самосознание (идентичность) – то есть чувство принадлежности человека к своей стране и ее народу. Для современной России это означает принадлежность к многонациональному народу Российской Федерации, к ее гражданской нации.

Духовность человека это его внутренняя деятельность, совершаемая им постоянно внутри самого себя, обсуждающая себя и сравнивающая себя с идеалом, движущая самого себя к идеалу, внутренний источник, внутренняя сила. Под духовностью понимается состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях.

Духовно-нравственное развитие - это процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов.

Духовно-нравственное воспитание школьников - это освоение в процессе обучения и воспитания мировоззренческих знаний и формировании соответствующих нравственных качеств в целях личностной самореализации, приобщения к культуре своей семьи, народа, мировоззренческой социально-культурной группы, социализации в современном обществе.

Личность — это:

1) человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности («лицо»— в широком смысле слова) или

2) устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

Мировоззрение –

1) совокупность взглядов человека на мир, который его окружает;

2) совокупность знаний, взглядов, оценок, норм и установок; определяющих отношение человека к окружающему миру;

3) целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, группы, общества.

Нравственность - это совершенное умение и желание творить добро (И. Песталоцци). Нравственность - это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

Ценности — это положительные значения объектов материального и духовного мира, закрепленные в определенных социальных, культурных и религиозных традиция, передаваемых от поколения к поколению.

Актуальность

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.

Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.

Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания.

В современных условиях осуществления ведущей деятельности ребенка усиливается конфликт между характером усвоения ребенком знаний и ценностями в школе (системность, последовательность, традиционность, культуросообразность и т. д.) и вне школы (хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой и т. д.), который меняет структуру мышления детей, их самосознание и миропонимание, ведет к формированию искаженного мировоззрения, потребительского отношения к жизни, моральной деградации.

Современный ребенок живет иллюзией свободы. Снятие многих ограничений и запретов в виртуальных, информационных средах сопровождается падением доверия к ребенку со стороны взрослых, которые по этой причине все больше изолируют детей от проблем, которыми живут сами. А это, в свою очередь, искажает социализацию детей, нарушает процессы их взросления.

Подмена реальных форм социализации виртуальными, ослабление вертикальных связей между детьми и взрослыми, между разновозрастными детьми приводят к самоизоляции детства. Результатом этого является примитивизация сознания детей, рост агрессивности, жестокости, цинизма, грубости, за которыми на самом деле скрываются страх, одиночество, неуверенность, непонимание и неприятие будущего.

Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. С поступлением в школу у ребенка осуществляется переход к учебной деятельности, освоение новой социальной позиции, новой роли ученика, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, начинается формирование у ребенка отношения к образованию, школе, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы его социального, гражданского поведения, характер трудовой, общественной, творческой деятельности. При этом существенное влияние на формирование указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности младшего школьника оказывают принципиально новые условия жизнедеятельности современного ребенка, которые требуют учета при формировании подходов к организации духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Общеобразовательная школа призвана активно противодействовать этим негативным тенденциям. В реализации данной задачи категория «уклад школьной жизни» является базовой для организации пространства духовно-нравственного развития обучающегося, его эффективной социализации и своевременного взросления. Уклад школьной жизни педагогически интегрирует основные виды и формы деятельности ребенка: урочную, внеурочную, внешкольную, семейную, общественно полезную, трудовую, эстетическую, социально коммуникативную и др., - на основе ценностей, традиционных моральных норм, национальных духовных традиций.

Содержательность и осознанность нравственного "образа Я" у ребят 2-4 классов в их высказываниях-самоопределениях ("хороший – не очень хороший") существенно не различаются. Характеристики национальной и гражданской принадлежности являются для младших школьников малозначимыми. Школьной микросредой недостаточно корректируется сознательное вырабатывание детьми нравственных норм, включая взаимоотношения со сверстниками. Слабеет влияние школьного образования на выбор нравственных образцов: учителя, литературные герои, знаменитые в истории соотечественники перестают выступать образцами для подражания. В частности, стремятся быть похожим в жизни на учителя 9% младших школьников, а на литературных героев – 4% (мальчиков в основном привлекают былинные богатыри, а девочек – сказочные принцессы). Зато для 40% выпускников начальной школы кумирами становятся эстрадные певцы, манекенщицы, герои зарубежных кинобоевиков. Только у 14% детей образы их будущей жизни к связи с овладением определенной профессией включает смыслы бескорыстного несения блага другим, служения обществу. Явно прослеживается меркантилизация жизненных ориентаций: "Я хочу быть банкиром, потому что он богатый и хорошая работа".

В представлениях детей о главных человеческих ценностях духовные ценности вытесняются материальными, и соответственно, среди желаний детей преобладают узколичные, "продовольственно - вещевые" по характеру. В оценках окружающего у 1,2% младших школьников проявляются их религиозные воззрения. Ценностное отношение к Родине, родному краю выражают в своих суждениях всего 3% детей. В нравственном воспитании учащихся начальных классах весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств.

Планирование духовно-нравственной работы является значимым звеном в общей системе образовательной деятельности образовательного учреждения. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.

Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех её духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.

Из вышесказанного вытекает главная задача учреждения: создание педагогических условий для духовно - нравственного воспитания школьников в процессе образовательной деятельности.

РАЗДЕЛ I

Основная педагогическая цель: Создание условий, способствующих духовно-нравственному воспитанию и развитию детей, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Педагогические задачи:

1. Создание единой социально - педагогической инфраструктуры школы, способствующей духовно-нравственному воспитанию и развитию детей посредством обеспечения взаимосвязей и координации деятельности семьи, школы, местного сообщества.

2. Разработка и реализация методик по духовно - нравственному воспитанию и развитию детей с учетом особенностей их возраста.

3. Разработка и внедрение системы информационного сопровождения программы духовно-нравственного воспитания и развития детей, усиление позитивной роли средств массовой информации.

4. Разработка механизма ресурсного обеспечения и развития материально- технической базы школы и организаций системы духовно-нравственного воспитания и развития детей.

Общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы:

В области формирования личностной культуры:

формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;

укрепление нравственности – основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;

формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;

осознание младшим школьником ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.

В области формирования социальной культуры:

формирование основ российской гражданской идентичности;

пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

формирование патриотизма и гражданской солидарности;

развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

укрепление доверия к другим людям;

развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;

развитие у младших школьников черт толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность;

В области формирования семейной культуры:

формирование отношения к семье как к основе российского общества;

формирование у младшего школьника уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

РАЗДЕЛ II

Принципы и особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности. В содержании программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы должны быть актуализированы определённые идеалы, хранящиеся в истории нашей страны, в культурах народов России, в том числе в религиозных культурах, в культурных традициях народов мира. Воспитательные идеалы поддерживают единство уклада школьной жизни, придают ему нравственные измерения, обеспечивают возможность согласования деятельности различных субъектов воспитания и социализации.

Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Любое содержание обучения, общения, деятельности может стать содержанием воспитания, если оно отнесено к определённой ценности. Педагогическая организация нравственного уклада школьной жизни начинается с определения той системы ценностей, которая лежит в основе воспитательного процесса, раскрывается в его содержании и сознательное усвоение которой обучающимися осуществляется в процессе их духовно-нравственного развития.

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни. В примерах демонстрируется устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируются, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.

Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации при ведущей роли образовательного учреждения должна быть по возможности согласована на основе цели, задач и ценностей программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Принцип системно - деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей. Каждая из ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Что есть Отечество? семья? милосердие? закон? честь? Понимание — это ответ на вопрос. Оно достигается через вопрошание общественного значения ценностей и открытие их личностного смысла. Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами и родителями, иными субъектами воспитания и социализации обращаются к содержанию:

-общеобразовательных дисциплин;

-произведений искусства;

-периодической литературы, публикаций, радио - и телепередач, отражающих современную жизнь;

-духовной культуры и фольклора народов России;

-истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;

-жизненного опыта своих родителей (законных представителей) и прародителей;

-общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;

-других источников информации и научного знания.

Программа предусматривает приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности и обеспечивает:

создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;

формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику.

Ценностные установки по духовно нравственному воспитанию

Программа духовно-нравственного воспитания «Школа нравственности и гражданства» опирается на традиционные источники нравственности такие как:

патриотизм - любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;

социальная солидарность - свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство;

семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

традиционные религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;

природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

человечество - мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

РАЗДЕЛ III

Основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания по каждому из направлений:

Программа выстраивает деятельность по духовно – нравственному воспитанию младших школьников через функционирование в течение учебного года шести образовательных модулей:

«Ученик – патриот и гражданин»;

«Ученик и его нравственность»;

«Ученик и его отношение к труду»;

«Ученик и его здоровье»;

«Ученик и его отношение к природе»;

«Ученик и Мир прекрасного».

Модуль «Ученик – патриот и гражданин»

Цель: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское обществ,; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

Задачи:

элементарные представления о политическом устройстве российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;

представления о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе Красноярского края, г. Ачинска;

элементарные представления о правах и об обязанностях гражданина России;

интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

уважительное отношение к русскому языку как к государственному, языку межнационального общения;

начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России;

интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, Красноярского края, г. Ачинска;

стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;

любовь к школе, своему селу, городу, народу, России;

уважение к защитникам Родины;

умение отвечать за свои поступки;

негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

Виды деятельности и формы занятий:

получение первоначальных представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой – Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом Красноярского края, г. Ачинска (на плакатах, картинах, в процессе бесед, чтения книг, изучения предметов, предусмотренных базисным учебным планом);

ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания, изучения основных и вариативных учебных дисциплин);

ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, туристско-краеведческих экспедиций, изучения вариативных учебных дисциплин);

знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам);

знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина (в процессе посильного участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями);

участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими;

получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни (в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национально-культурных праздников);

участие во встречах и беседах с выпускниками школы, ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.


Мероприятия по реализации модуля:

Название мероприятий

Виды деятельности и формы

занятий

Срок проведения Ответственный за проведение ресурс Информационное сопровождение Трансляция педагогического опыта Ожидаемый результат

- «Символы государства Российского»

- «Конституция России»

(1-2 классы)

Классный час - беседа ноябрь классные руководители Школьная библиотека, интернет, издание «Конституция России» Школьный сайт Сценарий, методическая разработка представление о Конституции и государственных символах России; первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры.

«Что я знаю о Красноярском крае?»

(3 класс)

Творческий конкурс ноябрь классные руководители, воспитатели Интернет, работник библиотеки Школьный сайт Презентация Получение ценности своей малой Родины; первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры.

«Город, в котором ты живёшь»

(3-4 классы)

экскурсия сентябрь Классный руководитель воспитатель Учитель истории Школьный сайт Разработка экскурсионного маршрута

Первоначальный опыт эстетических переживаний судьбы «малой Родины»;

опыт «маленького экскурсовода»

Тематические встречи с ветеранами ВОВ, локальных конфликтов тружениками тыла, воинами запаса

(1-4 классы).

Встреча - рассказ Февраль май классные руководители, воспитатели Приглашенные ветераны, труженики тыла Школьный сайт, Ачинское телевидение, статья в городскую газету Сценарии, презентации

1-2кл.: знакомятся с героическими страницами нашей Родины, ветеранами войны

3кл.: опыт социальной и межкультурной коммуникации; опыт сопереживания, сравнивания, развитие позитивного отношения к пожилым людям

4кл.: опыт социальной и межкультурной коммуникации.

Экскурсии в Ачинский краеведческий музей имени Д.С. Каргаполова «Дорогами войны»

(3-4кл.)

экскурсия февраль классные руководители, воспитатели Работники музея, экспозиции музея Школьный сайт Выступление на МО воспитателей

3кл.: ощущение сопричастности за счет музейных композиций позволит прочувствовать атмосферу военного времени: формирование представлений о ценности человеческого подвига

4кл.: приобретение опыта экскурсовода

«Война в рисунках и плакатах»

(3-4кл.)

Конкурс рисунков май Учитель ИЗО, старшеклассники кадровый Школьный сайт, школьный вестник Презентация

3кл.: приобретение опыта общения и взаимодействия с учителем, видения войны глазами других детей, их эмоции и восприятие

4кл.: получение творческого опыта


Предполагаемый результат:

ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества, о наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

опыт социальной и межкультурной коммуникации;

начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

Модуль «Ученик и его нравственность»

Цель: воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

Задачи:

представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах, на природе;

элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии российского государства, в истории и культуре нашей страны, толерантности;

уважительное отношение к родителям, к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

бережное, гуманное отношение ко всему живому;

знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;

стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;

представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

Виды деятельности и формы занятий:

получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов (в процессе изучения учебных инвариантных и вариативных предметов, бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки и др., отражающие культурные и духовные традиции народов России);

получение первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий (через содержание учебных предметов: «Литературное чтение», «Окружающий мир», «ИЗО», а также дисциплин, изучаемых по выбору;

ознакомление по своему желанию и с согласия родителей с деятельностью традиционных религиозных организаций (путем проведения экскурсий в места богослужения, добровольного участия в подготовке и проведении религиозных праздников, встреч с религиозными деятелями);

участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия;

ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознавать хорошие и плохие поступки (в процессе бесед, классных часов, просмотра учебных фильмов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей);

усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и гимназии - овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим школьникам, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности;

посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе;

получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье (участие в беседах о семье, о родителях и прародителях);

расширение опыта позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения «открытых» семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями).


Мероприятия по реализации модуля:

Название мероприятий

Виды деятельности и формы

занятий

Срок проведения Ответственный за проведение ресурс Информационное сопровождение Трансляция педагогического опыта Ожидаемый результат

День пожилого человека

(1-2 классы)

«Моя бабушка и мой дедушка»

Чаепитие, рассказы, игры октябрь Воспитатели ГПД Родители, бабушки, дедушки Школьный сайт, школьная газета сценарий Приобретение знаний об истории людей, уважения к пожилым своим близким.

День матери

(1-4 классы)

«Милой мамочки портрет»

( (1-2 классы)

«Славим руки матери»

(3-4 классы)

«А ну-ка, мамы!» (4 класс)

Конкурс рисунков

Конкурс стихов и сочинений

развлекательная игра

ноябрь

Классные руководители

учитель

воспитали ГПД

учитель ИЗО

Учитель по русскому языку и литературе

родители

Выставка рисунков

информационный стенд, школьный сайт

школьная газета

Портфолио

обмен опытом

сценарий

1-2кл.: приобретение опыта демонстрации работ

3-4кл: приобретение ценности уважения к родителям; демонстрация своих переживаний, отношений к своим близким, опыт сопереживания другим

«Правила поведения....»

(1-4 классы)

Сюжетно — ролевая игра декабрь Классные руководители, воспитатели ГПД, Совет учащихся Педагоги, старшеклассники, локальные акты учреждения Школьный сайт сценарий

1-2 кл.: элементарные представления о правилах поведения в школе, на улице, в транспорте и т. д.

3кл.: получение воспитанниками позитивного опыта общения со сверстниками, ценного отношения к правилам поведения: «Что можно, а что нельзя..»

4кл.: получение опыта самостоятельных действий в игровой практике, самостоятельного принятия того или иного решения

Цикл классных часов по теме «Поговорим о воспитанности»

(1-4 классы):

«О поступках плохих и хороших», «Чем сердиться, лучше помириться!», «Здравствуйте все, или как жить в ладу с собой и с миром?!»

Беседа, викторина Декабрь март

Классные руководители

Воспитали ГПД

психолог

социальный педагог

Школьный сайт Методические разработки

1-2кл.: получение представлений о моральных нормах и правилах нравственного поведения во взаимоотношениях в семье, между сверстниками; понятие толерантности; элементарные знания вежливого поведения, какие поступки относятся к плохим, а какие к хорошим…

3кл.:получение опыта переживаний за своего друга, если с ним что либо случилось; осознание того, что нужно избегать плохих поступков, переживание того, что отношения в коллективе основываются на взаимопомощи.

4кл.: развита способность эмоционально реагировать на проявления невежества, не быть равнодушным..

Участие в месячнике народных традиций

(3-4 класс)

Беседы, выступления январь Классный руководитель Школьная и городские библиотеки, представители общественности Школьный сайт

3 кл.: ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края;

4 класс: опыт участия в   мероприятиях-реконструкциях традиционных обрядовых праздников

«Фотографии из семейного и школьного альбома»

(4 класс)

фотоконкурс март

Классные руководители

Воспитали ГПД

Родители родственники

Школьный сайт

Школьная газета

фотоальбом

3кл.: приобретение опыта поисковой деятельности

4кл.: опыт создания виртуального фотоальбома «Школьная жизнь»

Святая Пасха

(1-4 классы)

«Христианские праздники»

(1,2 класс)

беседа апрель Классные руководители

Священнослужители

Учитель истории

Статьи в школьную и городскую газеты Методические разработки 1кл.: получение элементарных представлений о религии, религиозных праздниках

«Церковные праздничные атрибуты»

(3,4 класс)

Экскурсия в Ачинский храм январь

Классные руководители

Воспитатели ГПД

Учитель истории и обществознания

Школьный сайт

План мероприятия 4кл.: преодоление «барьеров» в общении с церковью, понимание истинного предназначения церкви


Предполагаемый результат:

начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

уважительное отношение к традиционным религиям;

неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;

знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.

Модуль «Ученик и его отношение к труду»

Цель: воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость.

Задачи:

первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

элементарные представления об основных профессиях;

ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;

первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

умение соблюдать порядок на рабочем месте;

бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.

Виды деятельности и формы занятий:

В процессе изучения учебных дисциплин и проведения внеурочных мероприятий учащиеся 1-4 классов получают первоначальные представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества:

участвуют в экскурсиях по городу, в ходе которых знакомятся с различными видами труда, знакомятся с различными профессиями в ходе экскурсий на производственные предприятия, встреч с представителями разных профессий;

узнают о профессиях своих родителей, бабушек и дедушек, участвуют в организации и проведении презентаций «Труд наших родных»;

получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности (в ходе сюжетно-ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы и т.д.), раскрывающих перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности;

приобретают опыт уважительного и творческого отношения к учебному труду (посредством презентации учебных и творческих достижений, стимулирования творческого учебного труда, предоставления гимназистам возможностей творческой инициативы в учебном труде);

учатся творчески применять знания, полученные при изучении учебных предметов на практике (в рамках предмета «Технология», участия в разработке и реализации различных проектов);

приобретают начальный опыт участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе гимназии и взаимодействующих с ней учреждений дополнительного образования (занятие народными промыслами, природоохранительная деятельность, трудовые акции, как в учебное, так и в каникулярное время);

приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома;

участвуют во встречах и беседах с выпускниками гимназии, знакомятся с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни.


Мероприятия по реализации модуля

Название мероприятий

Виды деятельности и формы

занятий

Срок проведения Ответственный за проведение ресурс Информационное сопровождение Трансляция педагогического опыта Ожидаемый результат
«Я - ученик» Конкурс, игра октябрь Воспитатели ГПД Родители

Школьный сайт заметка в школьную газету

выставка

Обмен опытом в привлечении родителей

1-2кл.: формирование элементарных навыков прилежания,   выполнения требований учебной самоорганизации

3кл.: демонстрация навыков учебного труда

4кл.: демонстрация навыков коллективного и индивидуального учебного труда

Книжкина больница «Библиотеке – нашу помощь»

(3-4 классы)

Трудовая акция ноябрь Воспитатели ГПД Педагог - библиотекарь заметка в школьную газету

3кл.: ценностное и творческое отношение к учебному труду

4кл.: понимание необходимости помощи, самостоятельный труд - опыт

Классный час «Мир профессий»

(4 класс)

беседа декабрь Классные руководители Родители, учителя, медицинские работники и др.

Школьный сайт

заметка в школьную газету

Методические разработки

Осмысление и желание поразмышлять над своей будущей профессией

Акция «Чистый класс», «Золотой лист»

(1-4 классы)

Трудовая акция Раз в месяц Классные руководители

Совет учащихся,

инвентарь

Информация на стенде Обмен опытом по организации трудовых акций

1кл.: знания о чистоте, о правилах и необходимости поддержания порядка

2кл.: понимание значимости коллективных дел, получение ценного опыта по наведению порядка в классе, спальне.

4кл.: понимание ребятами необходимости   проведения уборки в классе, дома, на участке; опыт организации совместных   трудовых акций

«Наши мамы – мастерицы, наши папы – мастера»

(1-4 классы)

выставка март

Классные руководители

Воспитатели ГПД

родители

Школьный сайт

1-3кл.: укрепление авторитета родителей,

4кл.: опыт сотворчества родителя и ребенка, получения опыта самостоятельных решений.

Краевой конкурс «Золотой и серебряный росток»

(1-4 классы)

Выставка работ ДПИ апрель

Классные руководители

Воспитатели ГПД

Педагоги ДО

Школьный сайт

Сайт Министерства образования

Обмен опытом «мои успехи»

1-2кл.: элементарные представления о ценности творческого отношения к труду

3кл.: первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

4кл.: получение опыта самостоятельного общественного действия.


Предполагаемый результат:

ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

ценностное и творческое отношение к учебному труду;

элементарные представления о различных профессиях;

первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;

мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Модуль «Ученик и его здоровье»

Цель: формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.

Задачи:

ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;

элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);

элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;

понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;

первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;

первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, сотовых телефонов, рекламы на здоровье человека;

отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.

Виды деятельности и формы занятий:

приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья (в ходе уроков физической культуры, бесед, просмотра учебных фильмов, в системе внеклассных мероприятий, включая встречи со спортсменами, тренерами, представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью);

участие в беседах о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья;

практическое освоение методов и форм физической культуры, здоровьесбережения, простейших элементов спортивной подготовки (на уроках физической культуры, в спортивных секциях гимназии и внешкольных учреждений, при подготовке и проведении подвижных игр, туристических походов, спортивных соревнований);

составление здоровьесберегающего режима дня и контроль его выполнения, поддержание чистоты и порядка в помещениях, соблюдение санитарно-гигиенических норм труда и отдыха;

получение навыков слежения за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, экологически грамотного питания;

получение элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости здоровья физического, нравственного (душевного) и социального-психологического здоровья семьи и школьного коллектива - в ходе бесед с педагогами, психологом и социальным педагогом гимназии, медицинскими работниками, родителями;

получение знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, сотовых телефонов, рекламы на здоровье человека (в рамках бесед с педагогами, психологом, медицинскими работниками, родителями).


Мероприятия по реализации модуля:

Название мероприятий

Виды деятельности и формы

занятий

Срок проведения Ответственный за проведение ресурс Информационное сопровождение Трансляция педагогического опыта Ожидаемый результат

Цикл классных часов по здоровому образу жизни «Режим дня для школьников младшего возраста

(1-2 классы);

«Личная гигиена и гигиена жилища»

(1-2 классы); «Советы доктора Воды»

(1-2 классы);

«Что бы зрение было хорошим» (3-4 классы);

«Лицо – зеркало души» (3-4 кл.).

Рассказ, беседа, викторина, игровой практикум

Сентябрь

Октябрь

Январь

Февраль

май

Классные руководители воспитатели ГПД

Медицинские работники Информационный стенд школьный сайт сценарии

1-2кл.: начальные знания о здоровье, здоровом образе жизни

3кл.: привитие ценностного отношения к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;

4кл.: проявление сознательного отношения к собственному здоровью.

Осенний школьный мини-марафон

(1-4 классы)

эстафета октябрь Воспитатели ГПД Учитель физической культуры Информационный стенд Методическая разработка

1-2кл.: первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека

3кл.: умение играть в команде, укрепление духа соперничества, переживаний за свою команду.

4кл.: опыт самоорганизации и коллективной организации спортивных соревнований, эстафет.

Спортивные мероприятия «Физкульт-ура!»

(1-4 классы)

праздник ежемесячно

Классные руководители воспитатели ГПД

Учитель физической культуры

Совет учащихся

инвентарь

родители

Информационный стенд

Школьный сайт

сценарий

1-2кл.: элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

3кл.: приобретение опыта взаимодействия между собой на уровне класса, школы;

4кл.: опыт общения с родителями, старшеклассниками, совместных действий;опыт самоорганизации и коллективной организации спортивных соревнований, эстафет.

Встреча со знаменитыми спортсменами города и района

(4 класс)

беседа апрель

Классные руководители воспитатели ГПД

Привлеченные спортсмены, ветераны спорта учитель физической культуры

Школьный сайт

Сайт Министерства образования и науки

Фотоальбом выступление на методическом объединении Стремление детей к успеху, понимание значимости и взаимосвязи здорового образа жизни и будущей успешности.

«Мама, папа, я – спортивная семья»

(1-4 классы)

Спортивный праздник Ноябрь апрель

Классные руководители воспитатели ГПД

учитель физической культуры

педагоги ДО родители

Школьный сайт

сценарий

1-2кл.: вовлечение детей и родителей в совместные занятия физкультурой как способ формирования первоначальных навыков здорового образа жизни

3-4кл.: опыт сотрудничества, здорового соперничества, взаимодействия в команде, ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей.

Всемирный день борьбы с туберкулезом

(4 класс)

акция 24 марта Классные руководители воспитатели ГПД Родители, старшеклассники, медицинские работники, в том числе специалисты тубдиспансера. Школьный сайт Программа акции Сформированность представлений о методах профилактики заболевания, мотивация на здоровый образ жизни, первоначальный опыт волонтерской, пропагандистской деятельности.

Всемирный день здоровья

(1-4 классы)

Акция 7 апреля Классные руководители воспитатели ГПД Родители, старшеклассники, медицинские работники Школьный сайт Программа акции

1,2 класс: знания о празднике и участие в его мероприятиях;

3 класс: сформированные представления о важности здоровья и необходимости здорового образа жизни; опыт участия в коллективных физкультурно-спортивных мероприятиях;

4 класс: убежденность в необходимости здорового образа жизни; опыт участия в организации физкультурно-спортивных мероприятий.

«Влияние компьютера, мобильного телефона, телевизора на здоровье школьника»

(1-4классы)

Беседа, игра экспресс-анализ (анкета) май Классные руководители Медицинские работники, учитель по информатике

Школьный сайт

Результаты анкеты в школьную газету

Методическая разработка

1,2 класс: знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

3.4: сформированные представления о возможном воздействии вредных факторов, правила приняты и выполняются ребятами, опыт проведения школьных исследований в рамках НОУ о воздействии вредных факторов.


Предполагаемый результат:

ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

Модуль «Ученик и его отношение к природе»

Цель: воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

Задачи:

развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

элементарный опыт природоохранной деятельности;

бережное отношение к растениям и животным.

Виды деятельности и формы занятий:

усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой (в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, бесед, просмотра учебных фильмов);

получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе (в ходе экскурсии, прогулки, туристических походов и путешествий по родному краю);

получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности (в гимназии и на пришкольном участке, экологических акциях, десантах, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т.д.), участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов;

усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой, (при поддержке родителей расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях, участие вместе с родителями в экологической деятельности по месту жительства).


Мероприятия по реализации модуля

Название мероприятий

Виды деятельности и формы

занятий

Срок проведения Ответственный за проведение Ресурс Информационное сопровождение Трансляция педагогического опыта Ожидаемый результат

Цикл классных часов по экологическому воспитанию

(1-4 кл.):

«О братьях наших меньших», «Цветы в былинах и мифах», «Мой домашний любимец», «Мы в ответе за тех, кого приручили»

Беседа, чтение сказок

Просмотр документальных фильмов и мультфильмов

Октябрь

Ноябрь

Апрель

май

Классные руководители воспитатели ГПД Учитель биологии, географии, библиотекарь, русские народные сказки, мультфильмы Школьный сайт Разработки, сценарии

1-2кл.: элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

3кл.: появление интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

4кл.: опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе.

Игра «Что в огороде растёт?»

(1-2 классы)

Ролевая игра, выставка октябрь Классные руководители воспитатели ГПД. Классные руководители родители Школьный сайт выставка для родителей. сценарий Элементарные представления об овощных культурах и как их выращивать.
Конкурс «Мы вырастили» Конкурс октябрь Классные руководители воспитатели ГПД. Родители Представление опыта совместного детско-взрослого труда.

Выращивание рассады, цветов, фиторастений, работа на пришкольном участке, мини оранжерее

(3,4 класс)

Проект В течение года Классные руководители, воспитатели ГПД Учитель биологии, родители, старшеклассники.

Школьный сайт

различные конкурсы

Презентация Опыт совместного труда, направленного на преображение окружающей среды; опыт проектной деятельности.

Участие в конкурсах на природоохранную тематику «Мир заповедной природы»

(3-4 классы)

Викторина, конкурс рисунков, плакатов

Ноябрь

Апрель

Классные руководители воспитатели

Заместитель директора по ВР

Учитель биологии

Школьный сайт заметка в городскую газету

3кл.: опыт взаимодействия со сверстниками, опыт участия в краевых викторинах, направленный на воспитание уважительного отношения к природе;

4кл.: личный опыт участия в экологических инициативах, проектах, направленный на преобразование окружающей природной среды, работу с   представлениями людей о необходимости природоохранной деятельности.

«Айдашинская пещера – памятник природы краевого значения»

(3-4 классы)

Экскурсия, экологическая акция апрель Классные руководители воспитатели ГПД

Заместитель директора по ВР

Школьный сайт заметка в городскую газету

Телекомпания г. Ачинска.

Методическая разработка 3-4кл.: опыт природоохранной деятельности.


Предполагаемый результат:

ценностное отношение к природе;

первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в гимназии, на пришкольном участке, по месту жительства;

личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

Модуль «Ученик и Мир прекрасного»

Цель: воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.

Задачи:

представления о душевной и физической красоте человека;

умение видеть красоту природы, труда и творчества;

интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам;

интерес к занятиям художественным творчеством;

стремление к опрятному внешнему виду;

отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

Виды деятельности и формы занятий:

получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России
(в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, посредством встреч с представителями творческих профессий, экскурсии к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей, знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам);

ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами (в ходе изучения вариативных дисциплин, в системе экскурсионно-краеведческой деятельности, внеклассных мероприятий, включая шефство над памятниками культуры вблизи школы, посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, театрализованных народных ярмарок, фестивалей народного творчества, тематических выставок);

обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает учащихся в пространстве школы и дома, сельском и городском ландшафте, в природе в разное время суток и года, в различную погоду. Разучивание стихотворений, знакомство с картинами, участие в просмотре учебных фильмов, фрагментов художественных фильмов о природе, городских и сельских ландшафтах. Обучение понимать красоту окружающего мира через художественные образы;

обучение видеть прекрасное в поведении и труде людей, знакомство с местными мастерами прикладного искусства, наблюдение за их работой, (участие в беседах «Красивые и некрасивые поступки», «Чем красивы люди вокруг нас», беседах о прочитанных книгах, художественных фильмах, телевизионных передачах, компьютерных играх; обучение различать добро и зло, отличать красивое от безобразного, плохое от хорошего, созидательное от разрушительного);

получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества (на уроках художественного труда и в системе дополнительного образования);

участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности, реализации культурно -досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в образовательном учреждении своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ;

получение элементарных представлений о стиле одежды как способе выражения внутреннего душевного состояния человека;

участие в художественном оформлении помещений школы и классной комнаты.


Мероприятия по реализации модуля:

Название мероприятий

Виды деятельности и формы

занятий

Срок проведения Ответственный за проведение Ресурс Информационное сопровождение Трансляция педагогического опыта Ожидаемый результат

Включение детей в деятельность структурных подразделений дополнительного образования художественного и декоративно-прикладного   направлений: оркестр русских народных инструментов, хор, вокальный и хореографический кружок

(1- 4 класс)

Занятия В течение года Педагоги дополнительного образования материальный, финансовый, методический Школьный сайт, СМИ, конкурсы Программы, конкурсы, презентации Знакомство с историей искусств; навыки вокального, хорового, хореографического и оркестрового исполнения; навыки художественного творчества в области ДПИ

Участие в фестивалях, конкурсах творческой направленности «Земля, которой ты частица», «Весенняя капель», «Таланты без границ»

(2-4 классы)

Участие в художественной самодеятельности

Февраль

апрель

май

Классный руководитель воспитатель ГПД

Заместитель директора по воспитательной работе

Педагоги ДО

Школьный сайт, сайт Министерства образования и науки Информационный стенд

Творческий отчет

2кл.: осознание масштаба мероприятий, причастности самого себя

3кл.: получения опыта сопереживания и позитивного отношения к происходящему

4кл.: приобретение социального опыта.

Встречи с замечательными творческими людьми (поэты, актеры, художники г. Ачинска)

(1-4 классы)

Беседа, мастер-класс ноябрь Классный руководитель воспитатель ГПД Представители художников и актеров Ачинского драматического театра Школьный сайт статья в городскую и школьную газету Выступление на МО

1-2кл.: ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, знакомство с интересными людьми

3кл.: появление интереса к занятиям художественным творчеством

4кл.: опыт общения с творческими людьми; опыт участия в организации творческих встреч.

Библиотечные мероприятия Встречи, конкурсы, игры, беседы В течение года

Классный руководитель воспитатель ГПД

педагог - библиотекарь

Специалисты городских библиотек школьная газета Сценарии формирование читательских интересов учащихся.

Посещения выставочного центра

(3,4 классы)

Встречи, лекции, экскурсии В течение года Классный руководитель воспитатель ГПД Специалисты выставочного центра, художники и др. Сайт, городская и школьная газеты

знакомство с творчеством художников города и края;

формирование представлений о ценности искусства; опыт общения с людьми, занимающимися творчеством.


Предполагаемый результат:

первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.

Данные направления реализуются на различных уровнях:

учебном (в рамках изучения предметов, предусмотренных базисным учебным планом: «Русский язык», «Литературное чтение», «Окружающий мир», «ИЗО», «Технология», «Физическая культура и т.д., а также дисциплин, изучаемых по выбору);

внеучебном (организация педагогического сопровождения и педагогической помощи воспитанникам с учетом особенностей социализации каждой конкретной личности; организация внеклассной работы);

институциональном (в школе уже больше 10 лет функционирует школьная демократическая республика «Интерсан», в этом году запущен блок: общественная организация в начальной школе);

социально-проектном (предложение и реализация общественно значимых проектов, связанных с совместными действиями школьников и местных органов власти).

Планируемые результаты духовно – нравственного воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

В результате реализации программы духовно-нравственного воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:

воспитательных результатов – тех духовно-нравственных приобретений, которые получил ученик вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрел, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность).

эффекта – последствия результата, то, к чему привело достижение результата (развитие ученика как личности, формирование его компетентности, идентичности и т.д.).

При этом учитывается, что достижение эффекта - развитие личности обучающегося, формирование его социальной компетентности и т.д. становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т.п.), а также собственным усилиям самого обучающегося.

Воспитательные результаты и эффекты деятельности школьников распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной среде, в которой ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника представителями различных социальных субъектов за пределами школы, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно-ориентированной социально значимой деятельности.

Предполагаемым результатом данной духовно-нравственной воспитательной программы является формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. Это необходимо учащимся при переходе в среднее образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.

В результате реализации Программы ожидается:

В учреждении, как в образовательной системе:

создание системы работы по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию;

обогащение содержания духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания;

вовлечение в работу духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

В образе выпускника:

в познавательной сфере: развитие творческих способностей;

в историко – краеведческой сфере: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

в социальной сфере: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Воспитанники:

дружны между собой, внимательны друг к другу и к окружающим, открыты миру и людям;

они обладают индивидуальными способностями и интересами, умеют работать творчески, умеют самостоятельно добывать знания, не пугаются нестандартных ситуаций, а с интересом ищут и находят их решение;

они самостоятельны, владеют самоконтролем и самооценкой;

они способны к изменению самих себя.

Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.

Формы подведения итогов реализации программы

При подведении итогов реализации Программы (ежегодно в мае) проводится итоговый праздник («Праздник Успеха»), который включает в себя награждение лучших и самых активных учащихся в учебном году почетными грамотами, благодарственными письмами и призами; организацию итоговой выставки с художественно-прикладными и техническими работами; формирование лидерской группы из инициативных и активных участников программы.

Критерии успешности нравственного образования

Результаты диагностических исследований нравственного роста личности школьников – положительная динамика роста позитивных отношений к нравственным ценностям.

Результаты исследования формирования классных коллективов – рост суммы баллов активности и качества участия классных коллективов в общественной жизни.

Рейтинговая оценка работы школы ее учащимися и их родителями - положительная динамика по годам.

Уровень активности участия всех сторон образовательного процесса в самоуправлении школой – положительная динамика числа участников и их предложений по совершенствованию работы школы.

4. Литература

Стандарты второго поколения. Концепция под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова.

Стандарты второго поколения. Примерная основная общеобразовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа под ред. А.М. Кондакова, Л.П. Кезина. Москва «Просвещение», 2010

linia doveria

 

pdd

 nujno