281

Яндекс.Метрика

 

2.1. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся с ТНР

2.1. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся с ТНР

Программа формирования и развития универсальных учебных действий (далее Программа УУД) у обучающихся с ТНР является составной частью основной образовательной программы начального общего образования образовательного учреждения - КГБОУ «Ачинская школа № 3», разработана на основе требований к структуре основной образовательной программы, составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее Стандарт), примерной основной образовательной программы, примерной программы формирования УУД, концепции содержания непрерывного образования. Конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, дополняет традиционное содержание образовательно-воспитательных программ и служит основой разработки примерных программ по предметам и курсам.

Основным элементом Программы УУД в КГБОУ «Ачинская школа № 3» являются ценностные ориентиры начального общего образования, конкретизирующие социальный и государственный заказ в системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:

• формирование основ гражданской идентичности личности;

• формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

-доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

-уважения к окружающим ― умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;

• развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма;

• развитие умения учиться, а именно:

-развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

-формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

• развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации.

   Цель Программы: обеспечивание достижения планируемых результатов по формированию и развитию универсальных учебных действий младших школьников.

   Задачи:

― построить содержание учебных предметов и образования в целом с ориентацией на сущностные знания в соответствующих предметных областях;

― определить функции, содержание и структуру универсальных учебных действий для каждого возраста ступени образования;

― выделить возрастно-специфической формы и качественные показатели сформированности универсальных учебных действий в отношении познавательного и личностного развития учащихся;

― определение круга учебных предметов, в рамках которых оптимально могут быть сформированы конкретные виды универсальных учебных действий;

― разработать систему типовых задач для диагностики сформированности универсальных учебных действий на каждом этапе образовательного процесса;

       В основе Программы лежит системно-деятельностный подход. Программа способствует реализации развивающего потенциала общего начального образования, развитию системы универсальных учебных действий.

   В широком значении термин «универсальные учебные действия» в нашем понимании означает умение учиться, т. е. способность обучающихся к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком - способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса.

В составе основных видов универсальных учебных действий выделяем следующие: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный, включающий чтение и работу с информацией.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

- планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнѐра, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации, чтение и работа с информацией.

Данная Программа УУД составлена с учетом возрастных особенностей младших школьников, в которой отражается постепенный переход от совместной деятельности учителя и обучающихся к совместному разделенному. Эта программа осуществляет возможность перехода от дошкольного возраста к основному.

Овладение учащимися УУД происходит в контексте разных учебных предметов. Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно-личностного, познавательного развития обучающихся, реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения системы учебных предметов и дисциплин, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества и решения важных задач жизнедеятельности обучающихся. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий. В частности, учебный предмет «Русский язык» обеспечивает формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Например, работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей.

Важное значение имеет программа формирования УУД для обеспечения преемственности при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию. Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы может стать ориентация на формирование умения учиться, которое должно быть обеспечено формированием системы универсальных учебных действий.

Оценивание степени сформированности УУД проводится через: стандартизированные письменные и устные   работы, проекты, анализ, самоанализ, оценки, творческие задания. При этом предусматриваем основным средством оценивания результатов считать лист достижений учащегося, портфолио, продукты творческой деятельности, шкалу достижений.

   Данная программа является руководством по организации деятельности педагога при развитии и диагностике уровня сформированности УУД учащихся.


Планирование результатов по формированию универсальных учебных действий

№ п/п Сформированность УУД у детей при поступлении в школу Планируемые результаты на конец 1 класса 2-3 классы Планируемые результаты по формированию УУД выпускников начальной школы
Личностные действия
обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях
Самоопределение
Осознаёт себя членом детского коллектива, понимает свою половую принадлежность. Обладает чувством собственного достоинства. Понимает свою новую социальную роль ученика. Принимает и выполняет правила школьной жизни.

Осознаёт себя членом классного коллектива.

Проявляет заинтересованность и активность в общественной жизни класса.

Осознаёт себя частью школьного сообщества учащихся, общества людей, понимает собственную ответственность за благосостояние общества. Активно участвует в общественной, социально значимой деятельности.
Осознаёт себя членом своей семьи. Знает свою национальную принадлежность. Понимает, что есть люди других национальностей.

Осознаёт себя жителем родного города, края региона,

Осознаёт свою этническую принадлежность.

Осознаёт себя гражданином России

Испытывает чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие.

Смыслообразование
Внутренняя позиция школьника
Испытывает необходимость учения. Положительно относится к школе. Положительно относится к школе. Ориентируется на содержательные моменты школьной действительности.
Имеет адекватное содержательное представление о школе. Понимает, что значит быть «хорошим учеником»

Ориентируется

на образец

«хорошего ученика».

Принимает образец

«хорошего ученика».

Самооценка
Проявляет устойчивое положительное отношение к себе, уверенность собственных силах. Умеет устанавливать соответствие результата требованиям конкретной задачи. При помощи учителя устанавливает причины успеха в учебной деятельности на основе самоконтроля и самоанализа результата деятельности.

Выполняет действие самооценки

на основе критериев успешности учебной деятельности.

Ориентируется на оценку родителей, воспитателя.

Принимает и понимает

предложения

и оценки учителя, родителей.

Принимает и понимает предложения и оценки товарищей. Принимает и понимает предложения и оценки других людей.
Мотивация

Проявляет мотивационную готовность к школьному обучению.

(Мотивы стремления к социально значимому статусу, потребность в социальном признании, мотивы социального долга с доминированием учебно-познавательных мотивов).

Проявляет интерес к новому учебному материалу.

(Преобладают учебно-познавательные мотивы, мотивы достижения социального признания, мотивы реализации потребности в социально – значимой и социально – оцениваемой деятельности).

Проявляет учебно-познавательный интерес   к новому

учебному материалу.

Проявляет учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Нравственно-этическая ориентация
Знает нормы основные моральные нормы, соответствующие данному возрасту. Руководствуется ими в своих поступках, игровых действиях при помощи взрослого.

Знает основные моральные нормы и ориентируется на их выполнение с помощью учителя и по образцу.

Умеет выделить нравственный аспект поведения на основе знания   моральных норм.

Ориентируется в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.

Проявляет доброжелательное внимание к окружающим, отзывчивость. Уважает достоинство других людей.

Принимает точку зрения отличную от своей, допускает наличие разных мнений по одному вопросу.

(Моральная децентрация).

Ориентируется на чувства других людей, прислушивается к мнениям сверстников, способен оказывать помощь.

Проявляет эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Бережно относится к объектам живой и

неживой природы

(ухаживает за животными и растениями, подкармливает птиц ).

Понимает, что такое экология, осознаёт ответственность людей за будущее природного мира.

Владеет основами экологической культуры: принимает ценности природного мира.

Следует в своей деятельности

нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.

Выполняет правила личной гигиены.

Имеет представление о здоровье и здоровом образе жизни.

Ориентируется на ведение здорового образа жизни.

Имеет чёткую установку на здоровый образ жизни.

Видит красоту и совершенство в предметах окружающего мира Понимает, что такое культура, искусство, произведения искусства. Проявляет интерес к различным видам творческой деятельности. Проявляет эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Регулятивные действия
обеспечивают учащимся организацию учебной деятельности учащихся
Целеполагание

Принимает цель в игровой деятельности с помощью взрослого.

Принимает учебную задачу при помощи учителя. При помощи учителя формулирует учебную задачу или познавательную цель. Умеет самостоятельно поставить новые учебные задачи. Новые познавательные цели ставит с помощью учителя.

Сохраняет заданную цель в игровой деятельности с помощью взрослого.

Сохраняет учебную задачу на протяжении всей деятельности с помощью взрослого.

Чётко осознаёт учебную задачу, сохраняет её на протяжении всей деятельности с опорой на образец. Умеет самостоятельно решать новую учебную задачу, поставленную в сотрудничестве с учителем или самостоятельно.
Планирование
Панирует игровые действия согласно правилам игры с помощь взрослого и самостоятельно. Учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Умеет планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и

условиями её реализации

совместно с учителем

(2 класс),   с опорой на образец

(3 класс).

Умеет планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации самостоятельно, в том числе во внутреннем плане.
Контроль

Осуществляет действие

контроля на уровне непроизвольного внимания.

Осуществляет итоговый контроль по результату с помощью учителя.

Осуществляет итоговый контроль по результату самостоятельно.

Различает способ и

результат действия.

Осуществляет пошаговый контроль с помощью учителя.

Осуществляет итоговый и пошаговый контроль по результату самостоятельно.
Оценка
Адекватно принимает оценку родителей и воспитателей. Осуществляет итоговый контроль по результату с помощью учителя. Адекватно воспринимает оценку сверстников. Адекватно воспринимает оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Умеет оценивать результат собственной деятельности с помощью воспитателя. Оценивает правильность результата действия по заданному образцу.

Оценивает правильность выполнения действия на основе установления

соответствия

результата требованиям данной задачи и задачной области.

Умеет самостоятельно

оценивать результат собственной работы разными способами оценивания

Коррекция
По указанию взрослого вносит необходимые коррективы в действия. Принимает инструкцию в учебной деятельности, предложенную учителем. Выполняет инструкцию под руководством учителя

Вносит необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия на основе совместного с

учителем

анализа результатов деятельности.

Самостоятельно вносит необходимые дополнения и коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Использует предложения для создания нового, более совершенного результата
Произвольная регуляция
Выполняет инструкцию педагога, следует установленным правила в игровой и продуктивной деятельности. Принимает инструкцию в учебной деятельности, предложенную учителем. Выполняет инструкцию под руководством учителя. Учитывает выделенные учителем ориентир в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Учитывает установленные правила в планировании и контроле способа решения.
Коммуникативные действия
обеспечивают социальную компетентность и учет других позиций, партнеров по общению или деятельностью

Коммуникация как

общение (интеракция)

Коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности (интеллектуальный аспект коммуникации).

Преодоление эгоцентризма в пространственных и межличностных отношениях

Эмоционально позитивно относится к процессу сотрудничества в игре и продуктивной деятельности Эмоционально позитивно относится к процессу сотрудничества в учебной и внеучебной деятельности Знает, что могут существовать различные точки зрения на какой-либо вопрос Понимает возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;
Ориентируется на партнера по общению в игре и продуктивной деятельности Ориентируется на партнера по общению в выполнении учебных заданий с помощью взрослого Ориентируется на позицию других людей, отличную от собственной Ориентируется на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения;
Учитывает разные мнения и умеет обосновать собственное в игровой и продуктивной деятельности Учитывает разные мнения в учебной и внеучебной деятельности Учитывает разные мнения и умеет обосновать своё мнение с помощью педагога Учитывает разные мнения и умеет обосновать собственные

Коммуникация как

кооперация

Коммуникативные действия, направленные кооперацию,

т.е. согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности

Понимает, с какой целью организуется сотрудничество в игре или продуктивной деятельности Принимает цель учебного и внеучебного сотрудничества, поставленную педагогом Умеет ставить цель учебного сотрудничества с помощью педагога Умеет ставить цель учебного сотрудничества
Умеет распределять роли в игре Принимает функции участников учебного и внеучебного сотрудничества с помощью педагога Определяет функции участников учебного сотрудничества с помощью педагога Определяет функции участников учебного сотрудничества
Принимает способы взаимодействия в игровой и продуктивной деятельности Принимает способы взаимодействия участников учебного и внеучебного сотрудничества с помощью учителя Определяет способы взаимодействия участников учебного сотрудничества с помощью педагога Определяет способы взаимодействия участников учебного сотрудничества
Способен осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания в игре и продуктивной деятельности с помощью взрослого Способен осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания в учебной и внеучебной деятельности с помощью учителя по образцу Способен осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания в учебной и внеучебной деятельности по образцу Осуществляет взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Умеет договариваться, находить общее решение в игре и продуктивной деятельности Умеет договариваться, находить общее решение в учебной и внеучебной деятельности с помощью взрослого Умеет договариваться с партнёрами в учебной и внеучебной деятельности Умеет договариваться, находить общее решение,

Коммуникация как условие интериоризации

Речевые действия, служащие средством коммуникации (передачи информации другим людям), способствуют осознанию и усвоению отображаемого содержания

Способен определить границы своих знаний и возможностей в игровой и продуктивной деятельности с помощью взрослого Может в речевых действиях определить границы своих знаний и умений в учебной и внеучебной деятельности с помощью взрослого Осуществляет рефлексию собственных действий с помощью педагога Осуществляет рефлексию своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий,

Умеет высказывать своё мнение в игровой и продуктивной деятельности с помощью взрослого

Умеет высказывать свою точку зрения в учебной и внеучебной деятельности с помощью педагога Способен строить понятные для партнера высказывания с помощью педагога Способен строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
Умеет задавать вопросы партнёру по игре и продуктивной деятельности с помощью взрослого Умеет формулировать вопросы партнёру по учебной и внеучебной деятельности с помощью учителя Умеет задавать вопросы партнёру по учебной и внеучебной деятельности с опорой на образец Умеет с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.

Познавательные действия

Включают: общеучебные, знаково-символические, логические, постановки и решения проблемы.

1. Общеучебные универсальные действия
Умеет искать и выделять необходимую информацию для осуществления игровой и продуктивной деятельности. Умеет искать и выделять необходимую информацию для выполнения учебных заданий с помощью взрослого Умеет искать и выделять необходимую информацию для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников Умеет искать и выделять необходимую информацию для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые) в том числе контролируемом пространстве Интернета
Умеет осуществлять фиксацию выборочной информации об окружающем мире и о себе самом с помощью рисунков Умеет осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом с помощью взрослого Умеет осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом Умеет осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ
Умеет строить простые устные высказывания по заданной теме Умеет строить простые высказывания по заданной теме с помощью взрослого Умеет строить сообщения в устной и письменной форме с помощью взрослого Умеет строить сообщения в устной и письменной форме
Любит экспериментировать. Имеет представление о возможности решения задачи разными способами Решает задачи разными способами с помощью взрослого Умеет решать задачи разными способами
Любит экспериментировать Имеет представление об общих приёмах решения задач Выстраивает общий приём решения задач при помощи взрослого Владеет рядом общих приёмов решения задач
Проявляет широкую любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений Умеет отвечать на вопросы учителя по содержанию художественных и познавательных текстов Умеет выделять главную мысль в художественных и познавательных текстах. Владеет основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделяет существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов)
2. Знаково-символические действия
Проявляет интерес к познавательной литературе, к символическим языкам, графическим схемам, пытается самостоятельно пользоваться ими. Использует знаково-символические средства, в том числе модели, и схемы для решения задач с помощью взрослого

Использует знаково-символические средства, в том

числе модели и схемы   для решения задач

Использует знаково-символические средства, в том

числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач

3.Логические универсальные действия
Умеет определять признаки предметов (по цвету, форме, размеру) Умеет классифицировать предметы с помощью взрослого Умеет осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков с помощью взрослого Умеет осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
Умеет объединять предметы в группы по заданным признакам в игровой и продуктивной деятельности Умеет объединять предметы в группы по заданным признакам в учебной и внеучебной деятельности с помощью взрослого Умеет осуществлять синтез как составление целого из частей с помощью взрослого Умеет осуществлять синтез как составление целого из частей
Умеет сравнивать предметы в игровой и продуктивной деятельности Умеет сравнивать предметы в учебной и внеучебной деятельности при помощи взрослого

Умеет проводить сравнение, сериацию и классификацию по

заданным критериям с помощью взрослого

Умеет проводить сравнение, сериацию и классификацию по

заданным критериям

Интересуется причинно-следственными связями (как? Почему? Зачем?) в игровой и продуктивной деятельности Интересуется причинно-следственными связями (как? Почему? Зачем?) в урочной и внеурочной деятельности Умеет устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений с помощью взрослого Умеет устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений
Пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей Умеет описывать объект по заданным признакам

Умеет строить рассуждения в форме связи простых суждений

об объекте, его строении, свойствах и связях помощью взрослого

Умеет строить рассуждения в форме связи простых суждений

об объекте, его строении, свойствах и связях

Умеет выделять общий признак в группе объектов в игровой и продуктивной деятельности Умеет выделять общий признак в группе объектов в урочной и внеурочной деятельности с помощью взрослого Умеет обобщать, т. Е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи с помощью взрослого Умеет обобщать, т. Е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи
Даёт общее название группе предметов со сходными существенными признаками в игровой и продуктивной деятельности. Даёт общее название группе предметов со сходными существенными признаками в урочной и внеурочной деятельности

Умеет осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их

синтеза с помощью взрослого

Умеет осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их

синтеза

Умеет находить сходство объектов в игровой и продуктивной деятельности Умеет находить сходство объектов в урочной и внеурочной деятельности с помощью взрослого Умеет устанавливать аналогии с помощью взрослого Умеет устанавливать аналогии
4. Действия постановки и решения проблемы
Проявляет творческие способности в рисовании, пении, придумывании сказок и танцах Выполняет задания, содержащие элементы творчества. Владеет способами решения проблем творческого и поискового характера с помощью взрослого Владеет способами решения проблем творческого и поискового характера.

linia doveria

 

pdd

 nujno