281

Яндекс.Метрика

 

Программа развития универсальных учебных действий (УУД) на ступени основного общего образования

Программа развития универсальных учебных действий (УУД) на ступени основного общего образования

1.Пояснительная записка

Все изменения и инновации в образовании обусловлены новыми требованиями к современной школе. В основных приоритетных законодательных документах, таких как: «Национальная инициатива «Наша новая школа»», «Петербургская школа 2020», Федеральными государственными образовательными стандартами начального и основного общего образования (ФГОС), утвержденными приказами Министерства образования и науки России от 06.10.2009 № 373 и от 17. 12. 2010 №1897 - обозначен социальный заказ, т.е. заказ государства, который необходимо выполнить современной школе. Актуальной целью становится создание личностного потенциала человека, воспитание его способностей к адекватной деятельности в предстоящих предметных и социальных ситуациях, а содержанием – все то, что обеспечивает достижение этой цели. Важнейшим компонентом новой модели школьного образования является ее ориентация на практические навыки, на формирование способности ученика реализовывать собственные проекты, формирование умения учиться, изменение содержания обучения в контексте практических жизненных задач, системность образовательных траекторий, обучение в совместной деятельности.

Программа развития универсальных учебных действий составлена для учащихся ступени основного общего образования на основе требований ФГОС к структуре и содержанию программы формирования УУД.

Теоретико-методологической основой для составления программы является пакет методических материалов по разработке стандартов второго поколения.

Целью программы развития универсальных учебных действий является обеспечение умения школьников учиться, дальнейшее развитие способности к самосовершенствованию и саморазвитию, а также реализация системно - деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, и развивающего потенциала общего среднего образования.

Задачи программы:

  • установить ценностные ориентиры на ступени основного общего образования;
  • определить состав и характеристику универсальных учебных действий основного общего образования;
  • выявить в содержании предметных линий универсальные учебные действия и определить условия их формирования в образовательном процессе и в социуме;
  • обеспечить развитие универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин
  • конкретизация требований к результатам основного общего образования

Программа развития универсальных учебных действий (УУД) в основной школе содержит:

  • описание основных подходов по развитию универсальных учебных действий в основной школе, взаимосвязи содержания урочной и внеурочной деятельности обучающихся по развитию УУД;
  • планируемые результаты усвоения обучающимися познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, показатели уровней и степени владения ими, их взаимосвязь с другими результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования;
  • ценностные ориентиры развития УУД, место и формы развития УУД: образовательные области, учебные предметы, внеурочные занятия. Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;
  • основные направления деятельности по развитию УУД в основной школе, описание технологии включения развивающих задач как в урочную, так и внеурочную деятельность обучающихся;
  • условия развития УУД;
  • преемственность программы развития УУД при переходе от начального к основному общему образованию;

Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен стать помощником, создателем новых учебных ситуаций, новых заданий, направленных на формирование УУД и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.

Так как в основе разработанных стандартов второго поколения лежит системно-деятельностный подход и ключевым понятием в системно-деятельностном подходе выступает деятельность, то принцип отбора методов, способов и форм обучения - деятельностный.

Формы и методы обучения, в основу отбора которых положен системно-деятельностный подход, а также способы и средства обучения дают возможность сформировать у учащихся такие универсальные учебные действия (УУД), которые в дальнейшем становятся личностными, метапредметными и предметными компетентностями.

Системно-деятельностный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира. При таком подходе у учащихся формируется подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире, выраженном в числах и фигурах (математика), в веществах (химия), телах и полях (физика), художественных образах (литература, музыка, изобразительное искусство).

Предметная система преподавания различных дисциплин обеспечивает возможность формирования у учащихся определенных умений, но несогласованность учебных программ, отсутствие преемственности приводит к отрывочности знаний, отсутствию у них единой целостной картины мира, понимания законов его развития.

Понятие «универсальные учебные действия (УУД)» в широком смысле, умение учиться, а в узком – совокупность способов действий, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование предметных, личностных и метапредметных умений, включая организацию этого процесса.

Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

В составе универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования выделены четыре вида учебной деятельности:

1) личностные

2) регулятивные

3) познавательные

4)коммуникативные                                                                                                                  

Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Личностные действия включают:

  • самоопределение;
  • смыслообразование;
  • нравственная оценка.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, так и того, что еще неизвестно;
  • планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
  • оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Познавательные универсальные действия включают:

общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • структурирование знаний;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
  • моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта пространственно-графические или знаково-символические).

логические универсальные действия:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, и несущественных);
  • синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование, доказательство;

постановка и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

  • формулирование проблемы.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся:

  • планировании е сотрудничества;
  • организация сотрудничества;
  • управление поведением партнёра;
  • разрешение конфликтов;
  • умение выразить мысль.

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно‑возрастного развития личностной и познавательной сфер обучающегося. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности обучающихся и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий и их свойства.

Чтобы развивать УУД в рамках какой-либо отдельно изучаемой дисциплины необходимо системно применять средства и приемы развития этих действий, что обеспечит в дальнейшем перенос действий, совершаемых в рамках одной дисциплины на другие. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. Обучающийся научится регулировать свою деятельность, если научится общению и сорегуляции, а из ситуативно-познавательного и внеситуативно-познавательного общения формируются познавательные действия обучающего. Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности обучающегося к деятельности, познанию мира целостно, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе. Системный подход к развитию УУД позволяет усмотреть общность одних явлений с другими явлениями объективной действительности. Это дает возможность выявить условия переноса и взаимодействия элементов системы. Именно поэтому к развитию УУД и выявлению уровней их сформированности необходимо подходить с точки зрения системно-деятельностного подхода.

Особое внимание в программе развития универсальных учебных действий уделяется становлению коммуникативных универсальных учебных действий. По мере становления личностных действий ребёнка (смыслообразование и самоопределение, нравственно-этическая ориентация) развитие универсальных учебных действий претерпевает значительные изменения. Регуляция общения, кооперации и сотрудничества проектирует определенные достижения и результаты обучающегося, что вторично приводит к изменению характера его общения и Я‑концепции.

3.Способы и формы развития УУД

УУД Формы и способы развития УУД Диагностический инструментарий для сформированности УУД

Личностные УУД:

умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умения выделять нравственный аспект поведения на основе определения учащимся своего места в обществе и в жизни в целом.

5 класс:

  1. ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «любовь к России к своей малой родине», «природа», «семья», «мир», «справедливость», «желание понимать друг друга», «доверие к людям», «милосердие», «честь» и «достоинство»;
  2. уважение к своему народу, развитие толерантности;
  3. освоения личностного смысла учения, выбор дальнейшего образовательного маршрута;
  4. оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей гражданина России;
  5. выполнение норм и требований школьной жизни и обязанностей ученика; знание прав учащихся и умение ими пользоваться.

- урочная и внеурочная деятельность;

- этические беседы, лекции, диспуты;

- тематические вечера, турниры знатоков этики;

-совместная деятельность, сотрудничество.

  • Диагностический опросник «Личностный рост»
  • Личностный опросник «ОТКЛЭ» Н.И.Рейнвальд
  • Анкета «Субъективность учащихся в образовательном процессе»
6 класс:
  1. создание историко-географического образа, включающего представление о территории и границах России, ее географических особенностях, знание основных исторических событий развития государственности и общества;
  2. формирование образа социально-политического устройства России, представления о ее государственной организации, символике, знание государственных праздников;
  3. уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
  4. гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
  5. участие в школьном самоуправлении в пределах возраста (дежурство в классе и в школе, участие в детский общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях).

- урочная и внеурочная деятельность;

- этические беседы, лекции, диспуты;

- тематические вечера, турниры знатоков этики;

-совместная деятельность, сотрудничество;

- психологические тренинги

  • Диагностический опросник «Личностный рост»
  • Пословицы (методика С.М.Петровой)
  • Методика «Психологическая культура личности» (Т.А.Огнева, О.И.Мотков)
7 класс:
  1. знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России; эмоциональное положительное принятие своей этнической идентичности;
  2. уважение личности, ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
  3. уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
  4. умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения, конструктивное разрешение конфликтов.

- урочная и внеурочная деятельность;

- этические беседы, лекции, диспуты;

- тематические вечера, турниры знатоков этики;

-совместная деятельность, сотрудничество;

- психологические практикумы.

  • Диагностический опросник «Личностный рост»
  • Анкета «Ценности образования»
  • Анкета «Субъективность учащихся в образовательном процессе»

8 класс:

  1. освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
  2. экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, знание основных принципов и правил отношения к природе, знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий, правил поведения в чрезвычайных ситуациях;
  3. сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств – чувства гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда при их нарушении;
  4. 4.устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
  5. 5.участие в общественной жизни на уровне школы и социума;

- урочная и внеурочная деятельность;

- этические беседы, лекции, диспуты;

- тематические вечера, турниры знатоков этики;

-совместная деятельность, сотрудничество

- участие в социальном проектировании;

  • Диагностический опросник «Личностный рост»
  • Опросник профильно-ориентационной компетенции (ОПОК) С.Л.Братченко
  • Определение направленности личности (ориентационная анкета)
9 класс:
  1. знание основных положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;
  2. сформированность социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественно-политическими событиями;
  3. ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархии, понимание конвенционального характера морали;
  4. сформированность потребности в самовыражении и самореализации, социальном признании;
  5. готовность к выбору профильного образования;
  6. умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий.

- урочная и внеурочная деятельность;

- этические беседы, лекции, диспуты;

- тематические вечера, турниры знатоков этики;

-совместная деятельность, сотрудничество;

- участие в социальном проектировании.

  • Диагностический опросник «Личностный рост»
  • Карта самодиагностики степени готовности к выбору профиля обучения
  • Анкета «Ценности образования»
  • Модифицированный вариант «Самоактуализационного теста»

Регулятивные УУД:

умение организовывать свою учебную деятельность

5 класс:
  1. постановка частных задач на усвоение готовых знаний и действий (стоит задача понять, запомнить, воспроизвести)
  2. использовать справочную литературу, ИКТ,   инструменты и приборы;
  3. умение самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале;

- творческие учебные задания, практические работы;

-проблемные ситуации;

-проектная и исследовательская деятельность.

  • Тест-опросник для определения уровня самооценки (С.В.Ковалев)
  • Диагностика коммуникативного контроля (М.Шнайдер)
6 класс:
  1. принятие и самостоятельная постановка новых учебных задач (анализ условий, выбор соответствующего способа действий, контроль и оценка его выполнения)
  2. умение планировать пути достижения намеченных целей;
  3. умение адекватно оценить степень объективной и субъектной трудности выполнения учебной задачи;
  4. умение обнаружить отклонение от эталонного образца и внести соответствующие коррективы в процесс выполнения учебной задачи;
  5. принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.

- творческие учебные задания, практические работы;

-проблемные ситуации;

-проектная и исследовательская деятельность.

  • Тест-опросник для определения уровня самооценки (С.В.Ковалев)
  • Диагностика коммуникативного контроля (М.Шнайдер)
7 класс:
  1. формирование навыков целеполагания, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
  2. формирование действий планирования деятельности во времени и регуляция темпа его выполнения на основе овладения приемами управления временем (тайм-менеджмент)
  3. адекватная оценка собственных возможностей в отношении решения поставленной задачи.

- творческие учебные задания, практические работы;

-проблемные ситуации;

-проектная и исследовательская деятельность.

  • Тест-опросник для определения уровня самооценки (С.В.Ковалев)
  • Диагностика коммуникативного контроля (М.Шнайдер)
8 класс:
  1. умение анализировать причины проблем и неудач в выполнении деятельности и находить рациональные способы их устранения;
  2. формирование рефлексивной самооценки своих возможностей управления;
  3. осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия.

- творческие учебные задания, практические работы;

-проблемные ситуации;

-проектная и исследовательская деятельность.

  • Тест-опросник для определения уровня самооценки (С.В.Ковалев)
  • Диагностика коммуникативного контроля (М.Шнайдер)
9 класс:
  1. умение самостоятельно вырабатывать и применять критерии и способы дифференцированной оценки собственной учебной деятельности;
  2. самоконтроль в организации учебной и внеучебной деятельности;
  3. формирование навыков прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса;
  4. принятие ответственности за свой выбор организации своей учебной деятельности.

- творческие учебные задания, практические работы;

-проблемные ситуации;

-проектная и исследовательская деятельность.

  • Тест-опросник для определения уровня самооценки (С.В.Ковалев)
  • Диагностика коммуникативного контроля (М.Шнайдер)

Познавательные УУД

включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.

5 класс:
  1. самостоятельно выделять и формулировать цель;
  2. ориентироваться в учебных источниках;
  3. отбирать и сопоставлять необходимую информацию из разных источников;
  4. анализировать, сравнивать, структурировать различные объекты, явления и факты;
  5. самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений;
  6. уметь передавать содержание в сжатом, выборочном и развернутом виде;
  7. строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  8. проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя.

- задания творческого и поискового характера (проблемные вопросы, учебные задачи или проблемные ситуации);

- учебные проекты и проектные задачи, моделирование;

- дискуссии, беседы, наблюдения, опыты, практические работы;

- сочинения на заданную тему и редактирование;

- смысловое чтение и извлечение необходимой информации.

  • Предметные тесты
  • Срезовые контрольные работы
  • Специальные срезовые тесты
  • Педагогическое наблюдение
  • Контроль выполнения домашних заданий
6 класс:
  1. выбирать наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  2. контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
  3. овладеть навыками смыслового чтения как способа осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
  4. извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
  5. определение основной и второстепенной информации;
  6. давать определения понятиям, устанавливать причинно-следственные связи;
  7. осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

- задания творческого и поискового характера (проблемные вопросы, учебные задачи или проблемные ситуации);

- учебные проекты и проектные задачи, моделирование;

- дискуссии, беседы, наблюдения, опыты, практические работы;

- сочинения на заданную тему и редактирование;

- смысловое чтение и извлечение необходимой информации.

  • Предметные тесты
  • Срезовые контрольные работы
  • Специальные срезовые тесты
  • Педагогическое наблюдение
  • Контроль выполнения домашних заданий
7 класс:
  1. свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического   и официально-делового стилей;
  2. понимать и адекватно оценивать язык   средств массовой информации;
  3. умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста;
  4. составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.);
  5. создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  6. умение структурировать тексты, выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

- задания творческого и поискового характера (проблемные вопросы, учебные задачи или проблемные ситуации);

- учебные проекты и проектные задачи, моделирование;

- дискуссии, беседы, наблюдения, опыты, практические работы;

- сочинения на заданную тему и редактирование;

- смысловое чтение и извлечение необходимой информации.

  • Предметные тесты
  • Срезовые контрольные работы
  • Специальные срезовые тесты
  • Педагогическое наблюдение
  • Контроль выполнения домашних заданий
8 класс:
  1. анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  2. синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
  3. выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов, самостоятельно выбирая основания для указанных логических операций;
  4. осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  5. обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с наименьшим объемом к понятию с большим объемом;
  6. работать с метафорами – понимать переносной смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

- задания творческого и поискового характера (проблемные вопросы, учебные задачи или проблемные ситуации);

- учебные проекты и проектные задачи, моделирование;

- дискуссии, беседы, наблюдения, опыты, практические работы;

- сочинения на заданную тему и редактирование;

- смысловое чтение и извлечение необходимой информации.

  • Предметные тесты
  • Срезовые контрольные работы
  • Специальные срезовые тесты
  • Педагогическое наблюдение
  • Контроль выполнения домашних заданий
9 класс:
  1. умение строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
  2. умение устанавливать причинно-следственных связей, строить логические цепи рассуждений, доказательств;
  3. выдвижение гипотез, их обоснование через поиск решения путем проведения исследования с поэтапным контролем и коррекцией результатов работы;
  4. объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
  5. овладение основами ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения.

- задания творческого и поискового характера (проблемные вопросы, учебные задачи или проблемные ситуации);

- учебные проекты и проектные задачи, моделирование;

- дискуссии, беседы, наблюдения, опыты, практические работы;

- сочинения на заданную тему и редактирование;

- смысловое чтение и извлечение необходимой информации.

  • Предметные тесты
  • Срезовые контрольные работы
  • Специальные срезовые тесты
  • Педагогическое наблюдение
  • Контроль выполнения домашних заданий

Коммуникативные УУД:

умение общаться, взаимодействовать с людьми.

5 класс:
  1. участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
  2. оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
  3. выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;
  4. отстаивать и аргументировать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;
  5. критично относиться к своему мнению, договариваться с людьми иных позиций, понимать точку зрения другого;
  6. предвидеть последствия коллективных решений.

- групповые формы работы;

- беседы, игры, сочинения;

-КТД, дискуссии;

-самоуправление;  

-конференции;

- игры – состязания, игры – конкурсы.

6 класс:
  1. понимать возможности различных точек зрения, которые не совпадают с собственной;
  2. готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой позиции);
  3. определять цели и функции участников, способы их взаимодействия;
  4. планировать общие способы работы группы;
  5. обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
  6. уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого.

групповые формы работы;

- беседы, игры, сочинения;

-КТД, дискуссии;

-самоуправление;

-конференции;

- игры – состязания, игры – конкурсы.

7 класс:
  1. умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор;
  2. способность брать на себя инициативу в организации совместного действия;
  3. готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
  4. использовать адекватные языковые средства для отражения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений.

групповые формы работы;

- беседы, игры, сочинения;

-КТД, дискуссии;

-самоуправление;  

-конференции;

- игры – состязания, игры – конкурсы;

- психологические практикумы и тренинги.

8 класс:
  1. вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими формами родного языка;
  2. умение аргументировать свою точку зрения , спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов способом;
  3. способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность);
  4. устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
  5. адекватное межличностное восприятие партнера.

групповые формы работы;

- беседы, игры, сочинения;

-КТД, дискуссии;

-самоуправление;  

-конференции;

- игры – состязания, игры – конкурсы.

9 класс:
  1. разрешать конфликты через выявление, идентификацию проблемы, поиск и оценку альтернативных способов разрешение конфликта, принимать решение и реализовывать его;
  2. управлять поведением партнера через контроль, коррекцию, оценку действий, умение убеждать;
  3. интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие с людьми разных возрастных категорий;
  4. переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать ее как задачу через анализ ее условий;
  5. стремиться устанавливать доверительные отношения взаимопонимания, способность к эмпатии;
  6. речевое отображение (описание, объяснение) содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки (планирование, контроль, оценка) предметно-практической или иной деятельности как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи (внутреннего говорения), служащей этапом интериоризации – процесса переноса во внутренний план в ходе усвоения умственных действий и понятий.

групповые формы работы;

- беседы, игры, сочинения;

-КТД, дискуссии;

-самоуправление;

-конференции;

- игры – состязания, игры – конкурсы;

- психологические практикумы, тренинги, ролевые игры.

  • Тест коммуникативных умений Л.Михельсона
  • Методика «Уровень общительности» (В.Ф.Ряховский)

Урочная деятельность

  • урок-исследование, урок-лаборатория, урок-творческий отчет, урок – защита проектов, мастерские письма, мастерские построения знаний, мастерские ценностных ориентаций;
  • учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение элементов деятельности: планирование, проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов;
  • домашнее задание исследовательского характера;

Внеурочная деятельность

  • образовательные экскурсии по предметам;
  • факультативные занятия, предполагающие углубленное изучение различных предметов;
  • участие учащихся в предметных олимпиадах, конкурсах и конференциях.

Для дальнейшего развития УУД в основной школе необходимо наличие следующих условий:

  • системно-деятельностный подход. (знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности);
  • переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе обучающихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни;
  • признание активной роли обучающегося в учении;
  • активное участие обучающихся в выборе методов обучения;
  • использование возможностей современной информационной образовательной среды;
  • соединение урочной и внеурочной деятельности;
  • развитие УУД через предметный и надпредметный характер учебных ситуаций;
  • обязательность развития УУД для всех без исключения учебных курсов основной школы;
  • включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность.

Так как в основе формирования УУД в начальной школе лежит технология личностно-ориентированного обучения, то целесообразно для дальнейшего развития УУД в основной школе применять следующие технологии, способствующие активной работе обучающихся над заданиями самостоятельно:

  • технологии критического мышления;
  • технологии мастерских;
  • игровые технологии;
  • групповые технологии;
  • технологии компьютерного обучения;
  • проблемное обучение.

        Среди технологий, методов и приѐмов развития УУД в основной школе особое место занимают учебные ситуации, которые специализированы для развития определѐнных УУД. Они могут быть построены на предметном содержании и носить надпредметный характер. Типология учебных ситуаций в основной школе может быть представлена такими ситуациями, как:

  • ситуация-проблема — прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения (с помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения);
  • ситуация-иллюстрация — прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа еѐ решения);
  • ситуация-оценка — прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить и предложить своѐ адекватное решение;
  • ситуация-тренинг — прототип стандартной или другой ситуации Постепенное включение учебных ситуаций в традиционный образовательный процесс приводит к тому, что у учащихся вырабатывается личностный подход к изучаемому материалу. Структура учебной ситуации:

1.Отбор содержания урока.

2.Выявление личного опыта учащихся по теме урока (возможны вопросы, начинающиеся со слов: как, почему, когда, отчего? зачем?).

3.Формулирование проблемного вопроса по теме урока

4.Предлагаемые пути решения вопроса.

5.Алгоритм решения (предлагается учителем или учениками).

6.Решение учащимися вопроса по алгоритму и демонстрация результата.

7. Моделирование жизненной ситуации.

Наряду с учебными ситуациями для развития УУД в основной школе используются следующие типы задач:
^
Личностные универсальные учебные действия:
— на личностное самоопределение;
— на развитие Я-концепции;
— на смыслообразование;
— на мотивацию;
— на нравственно-этическое оценивание.
^
Коммуникативные универсальные учебные действия:
— на учёт позиции партнёра;
— на организацию и осуществление сотрудничества;
— на передачу информации и отображению предметного содержания;
— тренинги коммуникативных навыков;
— ролевые игры;
— групповые игры.
^
Познавательные универсальные учебные действия:
— задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач;
— задачи и проекты на сериацию, сравнение, оценивание;
— задачи и проекты на проведение эмпирического исследования;
— задачи и проекты на проведение теоретического исследования;
— задачи на смысловое чтение.
^
Регулятивные универсальные учебные действия:
— на планирование;
— на рефлексию;
— на ориентировку в ситуации;
— на прогнозирование;
— на целеполагание;
— на оценивание;
— на принятие решения;
— на самоконтроль;
— на коррекцию.
Развитию регулятивных универсальных учебных действий способствует также использование в учебном процессе системы таких индивидуальных или групповых учебных заданий, которые наделяют учащихся функциями организации их выполнения: планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы, — при минимизации пошагового контроля со стороны учителя. Примерами такого рода заданий служат: подготовка спортивного праздника (концерта, выставки поделок и т. п.) для младших школьников; подготовка материалов для школьного сайта (стенгазеты, выставки и т. д.); ведение читательских дневников, дневников самонаблюдений, дневников наблюдений за природными явлениями; ведение протоколов выполнения учебного задания; выполнение различных творческих работ, предусматривающих сбор и обработку информации, подготовку предварительного наброска, черновой и окончательной версий, обсуждение и презентацию.


Распределение материала и типовых задач по различным предметам не является жёстким, начальное освоение одних и тех же универсальных учебных действий и закрепление освоенного может происходить в ходе занятий по разным предметам. Распределение типовых задач внутри предмета направлено на достижение баланса между временем освоения и временем использования соответствующих действий.

5.1.Особенности учебно-исследовательской и проектной деятельности:
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, имеющую следующие особенности:


1) цели и задачи этих видов деятельности обучающихся определяются как их личностными, так и социальными мотивами. Это означает, что такая деятельность направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной области определённых учебных дисциплин, на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;

2) учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы обучающиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т. д. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;

3) организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.

При построении учебно-исследовательского процесса учителю важно учесть следующие моменты:

— тема исследования должна быть на самом деле интересна для ученика и совпадать с кругом интереса учителя;

— необходимо, чтобы обучающийся хорошо осознавал суть проблемы, иначе весь ход поиска её решения будет бессмыслен, даже если он будет проведён учителем безукоризненно правильно;

— организация хода работы над раскрытием проблемы исследования строится на взаимоответственности учителя и ученика друг перед другом и взаимопомощи;

— раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое ученику, а уже потом науке.

Учебно-исследовательская и проектная деятельность имеют как общие, так и специфические черты.

К общим характеристикам следует отнести:
• практически значимые цели и задачи учебно-исследовательской и проектной деятельности;
• структуру проектной и учебно-исследовательской деятельности, которая включает общие компоненты: анализ актуальности проводимого исследования; целеполагание, формулировку задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ; проведение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов в соответствующем использованию виде;
• компетентность в выбранной сфере исследования, творческую активность, собранность, аккуратность, целеустремлённость, высокую мотивацию.

Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности.

Специфические черты (различия) проектной и учебно-исследовательской деятельности

Проектная деятельность Учебно-исследовательская деятельность
Проект направлен на получение конкретного запланированного результата — продукта, обладающего определѐнными свойствами и необходимого для конкретного использования В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат
Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесѐн со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений


В решении задач развития универсальных учебных действий большое значение придаётся проектным формам работы, где, помимо направленности на конкретную проблему (задачу), создания определённого продукта, межпредметных связей, соединения теории и практики, обеспечивается совместное планирование деятельности учителем и обучающимися. Существенно, что необходимые для решения задачи или создания продукта конкретные сведения или знания должны быть найдены самими обучающимися. При этом изменяется роль учителя — из простого транслятора знаний он становится действительным организатором совместной работы с обучающимися, способствуя переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями.

При вовлечении обучающихся в проектную деятельность учителю важно помнить, что проект — это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности, направленной на достижение поставленной цели — решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Типология форм организации проектной деятельности (проектов) обучающихся в школе представлена по следующим основаниям:
• видам проектов: информационный (поисковый), исследовательский, творческий, социальный, прикладной (практико-ориентированный), игровой (ролевой), инновационный (предполагающий организационно-экономический механизм внедрения);
• содержанию: монопредметный, метапредметный, относящийся к области знаний (нескольким областям), относящийся к области деятельности и пр.;
• количеству участников: индивидуальный, парный, малогрупповой (до 5 человек), групповой (до 15 человек), коллективный (класс и более в рамках школы), муниципальный, городской, всероссийский, международный, сетевой (в рамках сложившейся партнёрской сети, в том числе в Интернете);
• длительности (продолжительности) проекта: от проекта-урока до вертикального многолетнего проекта;
• дидактической цели: ознакомление обучающихся с методами и технологиями проектной деятельности, обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения, поддержка мотивации в обучении, реализация потенциала личности и пр.
Особое значение для развития УУД в основной школе имеет индивидуальный проект, представляющий собой самостоятельную работу, осуществляемую обучающимся на протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года. В ходе такой работы подросток — автор проекта — самостоятельно или с небольшой помощью педагога получает возможность научиться планировать и работать по плану — это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть школьник.

Работая над проектом, подростки имеют возможность в полной мере реализовать познавательный мотив, выбирая темы, связанные со своими увлечениями, а иногда и с личными проблемами.

Одной из особенностей работы над проектом является самооценивание хода и результата работы. Это позволяет, оглянувшись назад, увидеть допущенные просчёты (на первых порах это переоценка собственных сил, неправильное распределение времени, неумение работать с информацией, вовремя обратиться за помощью).

Проектная форма сотрудничества предполагает совокупность способов, направленных не только на обмен информацией и действиями, но и на тонкую организацию совместной деятельности партнёров. Такая деятельность ориентирована на удовлетворение эмоционально-психологических потребностей партнёров на основе развития соответствующих УУД, а именно:
• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели;
• обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе;
• устанавливать с партнёрами отношения взаимопонимания;
• проводить эффективные групповые обсуждения;
• обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
• чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять инициативу для достижения этих целей;
• адекватно реагировать на нужды других.

Проектная деятельность способствует развитию адекватной самооценки, формированию позитивной Я-концепции (опыт интересной работы и публичной демонстрации её результатов), развитию информационной компетентности. При правильной организации именно групповые формы учебной деятельности помогают формированию у обучающихся уважительного отношения к мнению одноклассников, воспитывают в них терпимость, открытость, тактичность, готовность прийти на помощь и другие ценные личностные качества.

В ходе проектной деятельности самым важным и трудным этапом является постановка цели своей работы. Помощь педагога необходима, главным образом, на этапе осмысления проблемы и постановки цели: нужно помочь автору будущего проекта найти ответ на вопрос: «Зачем я собираюсь делать этот проект?» Ответив на этот вопрос, обучающийся определяет цель своей работы. Затем возникает вопрос: «Что для этого следует сделать?» Решив его, обучающийся увидит задачи своей работы.

Следующий шаг — как это делать. Поняв это, обучающийся выберет способы, которые будет использовать при создании проекта. Необходимо заранее решить, чего он хочет добиться в итоге. Это поможет увидеть ожидаемый результат. Только продумав все эти вопросы, можно приступать к работе.

Понятно, что ребѐнок, не имеющий опыта подобной работы, нуждается в помощи педагога именно в этот момент. Для формирования такого алгоритма проектной работы подходят небольшие учебные проекты, которые можно предлагать ребятам уже с 5 класса. Кроме того, учебный проект — прекрасный способ проверки знаний обучающихся, поэтому контрольная работа по пройденной теме вполне может проводиться в форме защиты учебного проекта.


Для успешного осуществления учебно-исследовательской деятельности обучающиеся должны овладеть следующими действиями:
• постановка проблемы и аргументирование её актуальности;
• формулировка гипотезы исследования и раскрытие замысла — сущности будущей деятельности;
• планирование исследовательских работ и выбор необходимого инструментария;

• собственно проведение исследования с обязательным поэтапным контролем и коррекцией результатов работ;
• оформление результатов учебно-исследовательской деятельности как конечного продукта;
• представление результатов исследования широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.

Специфика учебно-исследовательской деятельности определяет многообразие форм её организации. В зависимости от урочных и внеурочных занятий учебно-исследовательская деятельность может приобретать разные формы.

^
Формы организации учебно-исследовательской деятельности на урочных занятиях могут быть следующими:
• урок-исследование, урок-лаборатория, урок — творческий отчёт, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок — рассказ об учёных, урок — защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей;
• учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов;
• домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причём позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени.
^
Формы организации учебно-исследовательской деятельности на внеурочных занятиях могут быть следующими:
• исследовательская практика обучающихся;
• образовательные экспедиции — походы, поездки, экскурсии с чётко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля. Образовательные экспедиции предусматривают активную образовательную деятельность школьников, в том числе и исследовательского характера;
• факультативные занятия, элективные курсы, предполагающие углублённое изучение предмета, дающие большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности обучающихся;
• участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.
Многообразие форм учебно-исследовательской деятельности позволяет обеспечить подлинную интеграцию урочной и внеурочной деятельности обучающихся по развитию у них УУД. Стержнем этой интеграции является системно-деятельностный подход как принцип организации образовательного процесса в основной школе. Ещё одной особенностью учебно-исследовательской деятельности является её связь с проектной деятельностью обучающихся. Как было указано выше, одним из видов учебных проектов является исследовательский проект, где при сохранении всех черт проектной деятельности обучающихся одним из её компонентов выступает исследование.

При этом необходимо соблюдать ряд условий:
• проект или учебное исследование должны быть выполнимыми и соответствовать возрасту, способностям и возможностям обучающегося;
• для выполнения проекта должны быть все условия — информационные ресурсы, мастерские, клубы, школьные научные общества;
• обучающиеся должны быть подготовлены к выполнению проектов и учебных исследований как в части ориентации при выборе темы проекта или учебного исследования, так и в части конкретных приёмов, технологий и методов, необходимых для успешной реализации выбранного вида проекта;
• необходимо обеспечить педагогическое сопровождение проекта как в отношении выбора темы и содержания (научное руководство), так и в отношении собственно работы и используемых методов (методическое руководство);
• необходимо использовать для начинающих дневник самоконтроля, в котором отражаются элементы самоанализа в ходе работы и который используется при составлении отчётов и во время собеседований с руководителями проекта;

• необходимо наличие ясной и простой критериальной системы оценки итогового результата работы по проекту и индивидуального вклада (в случае группового характера проекта или исследования) каждого участника;
• результаты и продукты проектной или исследовательской работы должны быть презентованы, получить оценку и признание достижений в форме общественной конкурсной защиты, проводимой в очной форме или путём размещения в открытых ресурсах Интернета для обсуждения.


Формирование УУД с учетом форм организации проектно-исследовательской деятельности

Формы организации проектно - исследовательской деятельности Формируемые УУД (в приоритете)

На урочных занятиях:

  • Урок – исследование
  • Урок – лаборатория
  • Урок – творческий отчет
  • Урок – рассказ об ученых
  • Урок – защита исследовательских проектов
  • Урок открытых мыслей
  • Учебный эксперимент
  • Регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные УУД
  • Регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные   УУД
  • Коммуникативные, познавательные, регулятивные, личностные УУД
  • Коммуникативные, познавательные, регулятивные, личностные УУД
  • Регулятивные, коммуникативные, познавательные, личностные УУД
  • Коммуникативные, познавательные, регулятивные, личностные УУД
  • Регулятивные, коммуникативные, познавательные, личностные УУД

На внеурочных занятиях:

  • Исследовательская практика
  • Образовательные экспедиции (походы, поездки, экскурсии)
  • Личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД
  • Личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД
В воспитательной деятельности:
  • Подготовка спортивного праздника
  • Организация концерта
  • Организация КТД
  • Организация выставки
  • Организация «Посвящений в пятиклассники и старшеклассники»
  • Подготовка материалов для школьного сайта
  • Выпуск стенгазеты
  • Организация вечеров
  • Проведение социологических опросов с последующей обработкой и представлением данных
  • Подготовка классных часов для младших школьников
  • Регулятивные, коммуникативные УУД
  • Регулятивные, коммуникативные, личностные УУД
  • Регулятивные, коммуникативные, личностные УУД
  • Регулятивные, коммуникативные, познавательные, личностные УУД
  • Регулятивные, коммуникативные, личностные УУД
  • Регулятивные, коммуникативные, познавательные, личностные УУД
  • Регулятивные, коммуникативные, познавательные, личностные УУД
  • Регулятивные, коммуникативные УУД
  • Регулятивные, коммуникативные, познавательные, личностные УУД
  • Регулятивные, коммуникативные, познавательные, личностные УУД

Технологии развития универсальных учебных действий на конкретных учебных предметах:

Педагогические технологии

Приоритетные виды формируемых УУД

Учебные предметы

(предметные области) по приоритетному использованию педагогических технологий

Надпредметные программы курсов и дисциплин

Технология проектного обучения.

Коммуникативные УУД.

Познавательные УУД.

Регулятивные УУД.

Личностные УУД.

Технология

Иностранный (английский) язык

Естественно-научные предметы

Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности

Технология проблемного изложения учебного материала. Познавательные УУД.

Математика и информатика

Естественно-научные предметы

Филология

ОБЖ

Технология исследовательской деятельности.

Познавательные УУД.

Регулятивные УУД.

Личностные УУД.

Естественно-научные предметы

Филология

Математика и информатика

«Практикум по решению физических задач»
Коммуникативно-диалоговые технологии.

Коммуникативные УУД.

Регулятивные УУД.

Филология

Искусство

Математика

Естественно-научные предметы

Технология развития критического мышления.

Познавательные УУД.

Коммуникативные УУД.

Естественно-научные предметы

Филология

Математика и информатика

Технология модульного обучения.

Познавательные УУД.

Регулятивные УУД.

Химия

Общественно-научные предметы

Кейс – технология.

Познавательные УУД.

Регулятивные УУД.

Коммуникативные УУД.

Общественно-научные предметы

«Космос – естественная физическая лаборатория»
Технология учебной игры.

Коммуникативные УУД.

Регулятивные УУД.

Физическая культура

На ступени основного общего образования дети активно включаются в совместные занятия, что позволяет организовать процесс обучения на данной ступени в соответствии с основной задачей основной школы «Учить ученика учиться в общении». Использование различных типов сотрудничества с учетом возрастных особенностей учащихся позволит организовать работу по решению вышеобозначенной задачи.

Форма сотрудничества Основные составляющие сотрудничества

Формируемый вид УУД

(в приоритете)

Учебное сотрудничество

Распределение начальных действий и операций, заданное предметным условием совместной работы

Обмен способами действия

Взаимопонимание

Общение

Планирование общих способов работы

Рефлексия

Коммуникативные УУД
Совместная деятельность

Совместная постановка целей работы

Совместное определение способов выполнения работы

Перестраивание собственной деятельности с учетом изменяющихся условий работы

Понимание и учет позиции других участников выполнения работы

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Разновозрастное сотрудничество

Работа с позиции учителя по отношению к другому

Опробирование с последующим анализом и обобщением средств и способов учебных действий

Коммуникативные УУД
Проектная деятельность (как форма сотрудничества)

Распределение обязанностей

Оценка ответа товарища

Следование правилам работы в группе

Переход с позиции обучаемого на обучающего себя

Выработка индивидуальных стилей сотрудничества

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Личностные УУД

Дискуссия

Формирование собственной точки зрения

Координация точек зрения окружающих с последующей формулировкой вывода

Формулировка собственного мнения с соответствующим оформлением в устной или письменной речи

Ведение мысленного диалога с авторами научных текстов (в ситуации письменной дискуссии) с последующим получением сведений о взглядах на проблемы

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

Учебное доказательство (как особый способ организации усвоения знаний)

Выдвижение тезиса (утверждения)

Предоставление аргументов

Вывод умозаключений (рассуждений, в ходе которых рождается новое суждение)

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Рефлексия

Постановка новой задачи как задачи с недостающими данными

Анализ наличия способов и средств выполнения задачи

Оценка своей готовности к решению проблемы

Самостоятельный поиск недостающей информации

Самостоятельное изобретение недостающего способа действия

Все виды УУД

6. Условия и средства формирования УУД

Название

условия

Краткая характеристика Цели Средства реализации
Учебное сотрудничество Взаимопомощь, взаимоконтроль в процессе учебной деятельности Формирование коммуникативных действий

распределение начальных действий и операций, заданное предметным условием совместной работы;

обмен способами действия;

взаимопонимание;

коммуникация;

планирование общих способов работы;

рефлексия

Совместная деятельность Обмен действиями и операциями, вербальными и невербальными средствами Сформировать умение ставить цели, определять способы и средства их достижения, учитывать позиции других Организация совместного действия детей как внутри одной группы, так и между группами.(смотри Приложение 12)
Разновозрастное сотрудничество Младшим подросткам предоставляется новое место в системе учебных отношений: «пробую учить других», «учу себя сам» Создает условия для опробования, анализа и обобщения освоенных учащимся средств и способов учебных действий
Проектная деятельность Развитие коммуникативных способностей и сотрудничества, кооперация между детьми

Ситуации сотрудничества:

1.  со сверстниками с распределением функций.

2.  с взрослым с распределением функций.

3.  со сверстниками без чёткого разделения функций.

4. конфликтного взаимодействия со сверстниками.

Дискуссия Диалог обучающихся в устной и письменной форме Сформировать свою точку зрения, скоординировать разные точки зрения для достижения общей цели, становление способности к самообразованию

Выделяются следующие функции письменной дискуссии:

• чтение и понимание письменно изложенной точки зрения других людей  

• усиление письменного оформления мысли за счёт развития речи младших подростков, умения формулировать своё мнение так, чтобы быть понятым другими;

• письменная речь как средство развития теоретического мышления школьника

• предоставление при организации на уроке письменной дискуссии возможности высказаться всем желающим,

Тренинги Способ психологической коррекции когнитивных и эмоционально-личностных способностей Вырабатывать положительное отношение к другому, развивать навыки взаимодействия, создавать положительное настроение, учиться познавать себя через восприятие других, развивать положительную самооценку и другие. Групповая игра и другие формы совместной деятельности (учебно-исследовательская, проектная, поисковая)
Общий прием доказательства Процедура, с помощью которой устанавливается истинность какого-либо суждения Средство развития логического мышления, активизация мыслительной деятельности

• анализ и воспроизведение готовых доказательств;

• опровержение предложенных доказательств;

• самостоятельный поиск, конструирование и осуществление доказательства.

Педагогическое общение Сотрудничество учителя и ученика Развитие коммуникативных действий, формирование самосознания и чувства взрослости Партнерская позиция педагога и ученика на различных этапах организации учебного процесса: целеполагание, выбор форм и методов работы, рефлексия.

7.Планируемые результаты развития УУД

В результате изучения базовых и дополнительных учебных предметов, а также в ходе внеурочной деятельности у выпускников основной школы будут сформированы личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия как основа учебного сотрудничества и умения учиться в общении

В процессе развития метапредметных умений необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся в основной школе. Поэтому целесообразно развивать метапредметные умения постепенно в соответствии с возможностями каждого обучающегося в процессе взросления.

Результаты развитие УУД на каждой ступени обучения в основной школе:

Класс Коммуникативные умения. Коммуникативные УУД
5 Учитывать позиции собесед­ника или партнёра по деятельности; дейст­вия, направленные сотрудни­чество.
6

Совершать дейст­вия, направленные на кооперацию, сотрудни­чество; коммуникативно-речевые действия,

служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии

7

Уметь слушать и вступать в диалог планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками —

определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

 Управлять поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий.

8

Работать в группе, паре, отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила поведения

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме

9

Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и

синтаксическими нормами родного языка

Класс Личностные умения. Личностные УУД
5

Проявлять готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и

обязанностей ученика способности и к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников

дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным

нормам и этическим требованиям

6

Проявлять уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость

к любым видам насилия, Проявлять адекватную позитивную самооценку

7

Проявлять уважение к другим народам России и мира и принятие их, уважение к истории, культурным

и историческим памятникам

Проявлять готовность к самообразованию и самовоспитанию

8

Освоить общекультурное наследие России и общемировое   культурное наследие;

Ориентироваться в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального

характера морали

готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций

(дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных

и внешкольных мероприятиях);

Строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий

9

Иметь представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн),

знание государственных праздников;

Знать положения Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;

Освоить национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;

готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома,

во внеучебных видах деятельности; готовность к выбору профильного образования

Уметь вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно

разрешать конфликты.

8.Ценностные ориентиры основного общего образования

Название целевой установки Содержание целевой установки
Формирование психологических условий развития общения, сотрудничества

- формирование способности к сотрудничеству и коммуникации;

- овладение умением выбирать адекватные стоящей жизненной задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости;

- получение возможности развить способность к разработке нескольких вариантов решений жизненных задач, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

Развитие умения учиться

- повышение мотивации и эффективности учебной деятельности;

- формирование способности к целеполаганию, самостоятельной постановке новых учебных задач и проектированию собственной учебной деятельности;

- овладение умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости;

- получение возможности развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения;

- освоение умения оперировать гипотезами как отличительным инструментом научного рассуждения;

- приобретение опыта решения интеллектуальных задач на основе мысленного построения различных предположений и их последующей проверки.

Развитие ценностно – смысловой сферы личности

- приобретение потребности вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный, социальный, исторический жизненный опыт;

- получение основ критического отношения к знанию, жизненному опыту, основ ценностных суждений и оценок;

- уважение к величию человеческого разума, позволяющего преодолевать невежество и предрассудки, развивать теоретическое знание, продвигаться в установлении взаимопонимания между отдельными людьми и культурами;

- приобретение основ понимания принципиальной ограниченности знания, существования различных точек зрения, взглядов, характерных для разных социокультурных сред и эпох.

Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности

- воспитание самостоятельности, инициативности, ответственности;

- формирование способности к самостоятельному пополнению знаний;

- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

- формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

-   формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей;

- формирование готовности к выбору направления профильного образования.


9.Преемственность программы развития УУД

Преемственность программы развития универсальных учебных действий при переходе от начального к основному общему образованию предусматривает:

Изучение психолого-педагогических особенностей детей младшего подросткового возраста;

Знакомство с уровнем сформированности УУД на ступени начального образования;

Координация требований, методов и приемов обучения учащихся 4-х и 5-х классов;

Разработка системы психологического сопровождения учащихся в период адаптации к основной школе.

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется с учѐтом возрастных особенностей развития личностной и познавательной сфер подростка. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности обучающегося к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе. Именно поэтому особое внимание в программе развития универсальных учебных действий уделяется становлению коммуникативных универсальных учебных действий.

По мере формирования в начальных классах личностных действий ученика (смыслообразование и самоопределение, нравственно-этическая ориентация) функционирование и развитие универсальных учебных действий (коммуникативных, познавательных и регулятивных) в основной школе претерпевают значительные изменения. Регуляция общения, кооперации и сотрудничества проектирует определѐнные достижения и результаты подростка, что вторично приводит к изменению характера его общения и Я-концепции.

Исходя из того что в подростковом возрасте ведущей становится деятельность межличностного общения, приоритетное значение в развитии УУД в этот период приобретают коммуникативные учебные действия. В этом смысле задача начальной школы «учить ученика учиться» трансформирована в новую задачу для основной школы — «учить ученика учиться в общении».

10.Литература:

1.Горленко Н. М., Запятая О. В., Лебединцев В. Б., Ушева Т. Ф. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования// Народное образование, №4, 2012, с.153-160

2.Зимняя И. А. Педагогическая психология, М.:МПСИ, Воронеж, МОДЕК, 2010,448 с.

3.Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения, М.: «Педагогика», 1981,186 с.

4.Мухина И. А., Еремина Т. А. Мастерские по литературе: интеграция инновационного и традиционного опыта: книга для учителя. – СПб.: СПбГУМП, 2002,210 с.

5.Панина Т. С.,Вавилова Л. Н. Современные способы активизации обучения, М.:Akademia,2006, 176 с.4.

6.Педагогические мастерские по литературе/ Под ред. А. Н. Сиваковой, СПб.: «Корифей»,2000,352 с.

7.Теоретические основы процесса обучения в советской школе/Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера М.: «Педагогика»,1989,320 с.

8.Формирование универсальных учебных действий в основной школе. От действия к мысли// Учебное пособие / Под ред. А. Г. Асмолова, М.: Просвещение, 2011, 159 с.

9. Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов, СПб Питер,2001, с.384-401

linia doveria

 

pdd

 nujno