281

Яндекс.Метрика

 

Программа коррекционной работы

Пояснительная записка

Программа коррекционной работы является неотъемлемым структурным компонентом основной образовательной программы основного общего образования КГБОУ «Ачинская общеобразовательная школа № 3».

Программа разработана в соответствии с Международной конвенцией о правах ребенка, статьи 43 Конституции РФ, Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", законом РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» от 24.07.1998 № 124-ФЗ, Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 п.ХI,    письмом Минобразования России от 27.03.2000 № 27/901-6 "О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк), приказом Управления образования Администрации города Ачинска №334/2 от 14.08.2014г. «Об утверждении порядка работы территориальной психолого-медико-педагогических комиссии города Ачинска».

Программа коррекционной работы разработана для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов – индивидуальной программой реабилитации инвалида. Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Особенностью школы является ежегодная сменяемость учеников, в данный период в школе обучаются дети – инвалиды и дети которым рекомендовано обучение по адаптированной общеобразовательной программе для детей с ЗПР.

           Программа коррекционной работы основного общего образования непрерывна и преемственна с программой начального общего образования.

2.4.1. Цели и задачи программы коррекционной работы с обучающимися при получении основного общего образования

Цель программы коррекционной работы заключается в определении комплексной системы психолого-медико-педагогической и социальной помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья для успешного освоения основной образовательной программы.

При составлении программы коррекционной работы выделены следующие задачи:

       -разработка и использование индивидуально-ориентированных коррекционных образовательных программ, учебных планов для обучения школьников с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей;

     -реализация комплексного психолого-медико-социального сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК);

     -обеспечение взаимодействия специалистов Муниципальной ПМПК, Краевой ПМПК в комплексной работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;

     -осуществление информационно-просветительской и консультативной работы с родителями (законными представителями) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

  1. 2.4.2.Перечень и содержание индивидуально ориентированных коррекционных направлений работы, способствующих освоению обучающихся с особыми образовательными потребностями ООП ООО

Направления коррекционной работы – диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское – раскрываются содержательно в разных организационных формах деятельности образовательной организации (учебной урочной и внеурочной, внеучебной).

Характеристика содержания:

№ п/п Вид деятельности Цели, задачи Сроки, ответственный Ожидаемый результат
Диагностическая работа
1.          Первичная диагностика Определение уровня актуального развития и «зоны ближайшего развития» ребенка, причин механизмов трудностей в обучении, выявления детей, нуждающихся в специализированной помощи. Сентябрь, педагог-психолог, учитель логопед, учитель дефектолог

Распределение детей на группы по ведущему нарушению, определение условий индивидуального развития, зачисление учащихся на индивидуальные и групповые занятия.

2 Динамическая диагностика

Отслеживание динамики развития ребенка, определение соответствия выбранных форм, приемов, методов обучения уровню развития учащегося.

Декабрь,

педагог-психолог, учитель логопед, учитель дефектолог

Положительная динамика в развитии ребенка.
3 Итоговая диагностика

Анализ результативности и определение эффективности коррекционного воздействия на развитие учебно-познавательной деятельности детей. 

май,

педагог-психолог, учитель логопед, учитель дефектолог

Анализ коррекционной работы и планирование на следующий учебный год.
Коррекционно-развивающая работа
4. Составление плана коррекционной работы Планирование групповых и индивидуальных занятий.

В течение года,

педагог-психолог, учитель логопед, учитель дефектолог,

соц. педагог.

Составление индивидуальных планов занятий.
5 Коррекционные занятия с учащимися. Проведение групповых и индивидуальных занятий.

В течение года, педагог-психолог, учитель логопед, учитель дефектолог,

соц. педагог

Коррекция нарушений учащихся.

Развитие познавательных процессов.

Консультативная работа
6. Консультации для учителей. Выступления, наблюдения, анализ по возникающим проблемам.

В течение

года,

педагог-психолог, учитель логопед, учитель дефектолог

соц. педагог

обсуждение проблем, составление индивидуальной траектории обучения учащихся
7. Консультации для родителей, учащихся. Обсуждение, поиск решения возникших проблем.

В течение

года, педагог-психолог, учитель логопед, учитель дефектолог

соц. педагог

Решение возникших проблем.
Информационно-просветительская работа
8 Родительские собрания.

Выступление по актуальным темам:
1. «Трудности подросткового возраста»

2. «Адаптация в школе»

3. Трудности в обучении учащихся 5-9-х классов.

В течение учебного года,

педагог-психолог, учитель логопед, учитель дефектолог

соц. педагог

Ознакомление с результатами обследования и с итогами коррекционной работы.

Повышение родительской компетенции по данным вопросам.

9. Выставление информации на сайт школы. Информирование по актуальным вопросам.

В течение

года, педагог-психолог, учитель логопед, учитель дефектолог

соц. педагог

Повышение родительской компетенции по данным вопросам.

Повышение профессиональной компетенции у педагогов.

2.4.3. Система комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включающая комплексное обследование, мониторинг динамики развития, успешности освоения ООП ООО

Коррекционная работа осуществляется через деятельность школьного консилиума.

Комплексное психолого-медико-социальное сопровождение и поддержка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются специалистами образовательной организации (педагогом-психологом, медицинским работником, социальным педагогом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом), регламентируются локальными нормативными актами КГБОУ «Ачинская общеобразовательная школа № 3».

Психолого-медико-социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей).

Содержание деятельности членов ПМПк:

Участники Обязанности
Директор школы Контролирует деятельность ПМПк

Председатель ПМПк

заместитель директора школы по учебной работе

  • организует работу ПМПк;
  • обеспечивает систематичность заседания;
  • формирует состав участников для очередного заседания;
  • формирует состав учащихся, которые обсуждаются или приглашаются на заседание;
  • координирует     связи       ПМПк       с   участниками   образовательного процесса, структурными подразделениями школы;
  • контролирует выполнение рекомендаций ПМПк  
Педагог-психолог
  • проводит психологическое (диагностическое) обследование, выявляет особенности личностного и интеллектуального развития;
  • выявляет психологические причины отклонений в интеллектуальном и личностном развитии;
  • устанавливает причины нарушения поведения, общения, отсутствия интереса к учёбе;
  • определяет оптимальные условия для психологической коррекции;
  • выявляет уровень сформированности познавательных процессов, наличие отклонений;
  • определяет реальный уровень развития ребёнка с учётом его потенциальных возможностей, «зону ближайшего развития»;
  • проводит дифференциальную диагностику клинически сходных состояний;
  • оформляет документацию установленного образца;
  • участвует в семинарах, конференциях и других мероприятиях по вопросам диагностики и коррекции.
Учитель-дефектолог
  • проводит педагогическое (диагностическое) обследование детей и подростков, определяет уровень сформированности учебных знаний, умений и навыков по основным предметам;
  • определяет объём и качество имеющихся знаний, умений и навыков по основным предметам, соответствие их программе обучения;
  • выявляет наличие трудностей в процессе обучения, их характер, стойкость проявления;
  • проводит дифференциальную диагностику сходных состояний у детей, имеющих трудности в обучении, отклонении в развитии;
  • совместно с другими специалистами ПМПК участвует в комплексном обследовании познавательной деятельности личности и эмоционально-волевой сферы детей с проблемами в обучении, поведении, общении;
Учитель - логопед
  • проводит логопедическое (диагностическое) обследование, определяет уровень сформированности всех языковых средств;
  • определяет уровень речевого развития с учётом возрастных особенностей ребёнка, уровень его общего развития;
  • выявляет уровень сформированности устной и письменной речи, причину нарушений;
  • определяет место речевого нарушения в структуре общего дефекта;
  • проводит дифференциальную диагностику клинически сходных речевых нарушений;
  • выставляет речевой диагноз с учётом структуры речевого дефекта, его клинического проявления;
  • оформляет документацию установленного образца по результатам обследования;
  • участвует в комплектовании групп детей с различной речевой патологией (в зависимости от возраста и речевого диагноза);
  • оказывает консультативную помощь родителям/лицам, их заменяющим;
  • участвует в семинарах, конференциях и других мероприятиях по проблемам оказания логопедической помощи детям и подросткам.
Врач
  • даёт рекомендации (при необходимости) по направлению детей и подростков на стационарное лечение, дополнительное обследование;
  • осуществляет консультативную помощь родителям/лицам, их заменяющим и др. специалистам, принимающим непосредственное участие в воспитании, обучении, лечении ребёнка с проблемами в интеллектуальном развитии и психическими заболеваниями;
  • участвует в семинарах и конференциях по проблемам детей с нарушениями психического развития.
Социальный педагог
  • дает характеристику неблагополучным семьям;
  • предоставляет информацию о социально-педагогической ситуации в ближайшем социуме.
  • Проводит профилактическую и информационно – просветительскую работу по защите прав и интересов школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Учитель
  • дает развернутую педагогическую характеристику на ученика;
  • формулирует       педагогические     гипотезы,   выводы, рекомендации
Секретарь
  • организация заседаний;
  • ведение необходимой документации;
  • связь с ПМПК;
  • доведение решений           и           рекомендаций         до непосредственных исполнителей и родителей (законных представителей) в доступной для их понимания форме.

Целью психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) является оказание психолого-педагогической и социальной помощи обучающимся,   испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

Специалисты консилиума проводят мониторинг и следят за динамикой развития и успеваемости школьников. Результаты мониторинга заносят в листы динамического наблюдения. Своевременно вносят коррективы в адаптированную рабочую программу обучения и в рабочие коррекционные программы; рассматривают спорные и конфликтные случаи, предлагают и осуществляют отбор необходимых для школьника (школьников) дополнительных дидактических материалов и учебных пособий.

2.4.4. Механизм взаимодействия, предусматривающий общую целевую и единую стратегическую направленность работы с учетом вариативно-деятельностной тактики учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, специальной психологии, медицинских работников организации, осуществляющих образовательную деятельность, других образовательных организаций и институтов общества, реализующийся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности

Коррекционная работа в обязательной части (70 %) реализуется в учебной урочной деятельности при освоении содержания основной образовательной программы. На каждом уроке учитель-предметник может поставить и решить коррекционно-развивающие задачи. Содержание учебного материала отбирается и адаптируется с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Освоение учебного материала этими школьниками осуществляется с помощью специальных методов и приемов.

В учебной внеурочной деятельности планируются коррекционные занятия со специалистами (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог) по индивидуально ориентированным коррекционным программам в соответствии с рекомендациями ПМПК.

Для развития потенциала обучающихся с ограниченными возможностями здоровья специалистами и педагогами с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) разрабатываются индивидуальные учебные планы.

Механизм реализации раскрывается во взаимодействии разных педагогов (учителя, социальный педагог, педагог дополнительного образования и др.) и специалистов (учитель-логопед, учитель-дефектолог педагог-психолог, медицинский работник) внутри школы. Взаимодействие включает в себя следующее:

-комплексность в определении и решении проблем обучающегося, предоставлении ему специализированной квалифицированной помощи;

-многоаспектный анализ личностного и познавательного развития обучающегося;

-составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоционально-волевой и личностной сфер ребенка.

Механизм реализации деятельности консилиума:

Мероприятия Сроки Ответственный
1.

Утверждение состава ПМПк школы. Утверждение плана работы на учебный год. Распределение обязанностей между членами ПМПк.

август заместитель директора по УР
2.

Обследование и диагностика вновь прибывших детей. Выявление обучающихся, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении.

сентябрь узкие специалисты, медицинские работники, учителя
3. Разработка индивидуальных программ сопровождения (адаптированных рабочих программ, рабочих коррекционных программ) сентябрь узкие специалисты, учителя
4. Мониторинговые наблюдения адаптации сентябрь, октябрь - апрель специалисты ПМПк, классный руководитель.
5 Реализация адаптированных программ. сентябрь, май узкие специалисты, учителя
6. Мониторинговые наблюдения адаптации ноябрь-май педагог-психолог, классный руководитель, заместитель директора по ВР, социальный педагог, учителя-предметники
7 Реализация программы преемственности март-май педагог-психолог, классный руководитель, учителя-предметники
8 Итоги работы по адаптированным программам май специалисты ПМПк, педагоги
9. Анализ работы консилиума за учебный год май заместитель директора по УР
10. Заседания школьного консилиума:
  1. Организационное. Направления работы в учебном году.
  2. Организация работы с вновь прибывшими детьми.
  3. Утверждение списков учащихся нуждающихся в сопровождении специалистов. Принятие адаптированных рабочих программ.
  4. Подходы к организации работы в адаптационный период
  5. Динамика и эффективность работы с детьми по адаптированным программам.
  6. Подготовка документов на территориальную ПМПК.
  7. Итоговое.
  8. Внеплановые заседания.

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

январь

март

май  

по запросу

специалисты ПМПк, педагоги

.

11.

Консультации для родителей (еженедельно):

- педагога – психолога

- социального педагога

- учителя–логопеда

-учителя-дефектолога

- врача

по мере необходимости (по графику работы)

Педагог-психолог, учитель-дефектолог,

учитель-логопед, социальный педагог, врач.

Коррекционно – развивающая деятельность реализуется, в том числе через адаптированные рабочие программы педагогов школы и рабочие коррекционные программы узких специалистов (педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед).

Во внеучебной внеурочной деятельности коррекционная работа осуществляется по адаптированным программам дополнительного образования разной направленности (художественно-эстетическая, оздоровительная, ритмика и др.), опосредованно стимулирующих и корригирующих развитие школьников с ограниченными возможностями здоровья.

  1. 2.4.5.Планируемые результаты коррекционной работы

Программа коррекционной работы предусматривает выполнение требований к результатам, определенных ФГОС основного общего образования.

Планируемые результаты коррекционной работы имеют дифференцированный характер и определяются индивидуальными адаптированными программами детей с ограниченными возможностями здоровья.

В зависимости от формы организации коррекционной работы планируются разные группы результатов (личностные, метапредметные, предметные). В урочной деятельности отражаются предметные, метапредметные и личностные результаты. Во внеурочной – личностные и метапредметные.

Личностные результаты – индивидуальное продвижение обучающегося в личностном развитии.

Метапредметные результаты – овладение общеучебными умениями с учетом индивидуальных возможностей; освоение умственных действий, направленных на анализ и управление своей деятельностью; сформированность коммуникативных действий, направленных на сотрудничество и конструктивное общение и т. д.

Личностные результаты Метапредметные результаты

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10)формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.               

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

         Достижения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья рассматриваются с учетом их предыдущих индивидуальных достижений, а не в сравнении с успеваемостью учащихся класса. Используется накопительная система оценивания (портфолио), характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений.

linia doveria

 

pdd

 nujno