281

Яндекс.Метрика

 

ПОЛОЖЕНИЕ об офтальмологическом режиме КГБОУ «Ачинская школа № 3»

Заверенную копию можно скачать здесь.

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ачинская школа № 3»

Принято Принято Утверждено
Педагогическим советом Общешкольным родительским комитетом Приказ № 484/31 от 31.08.2017 года
Протокол № 1 от 30.08.2017 года Протокол № 2 от 30.08.2017 года Директор________И.Л. Шадрина

 

ПОЛОЖЕНИЕ

об офтальмологическом режиме КГБОУ «Ачинская школа № 3»

 

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение об офтальмологическом режиме КГБОУ «Ачинская школа № 3» (далее – Положение) разработано в соответствии с нормативными документами:

-Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

-СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (утверждены Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 года № 26;

-Уставом КГБОУ «Ачинская школа № 3»

1.2.В соответствии с современными требованиями в КГБОУ «Ачинская школа № 3» создаются специальные условия для успешного освоения образовательной программы детьми с ограниченными возможностями здоровья, кроме прочего, имеющими нарушение зрения

1.3. Под специальными условиями получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

1.4. Под специальными условиями обучения, воспитания и развития, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушение зрения, в том числе понимается необходимость организации специального офтальмологического режима.

1.5. Офтальмологический режим в КГБОУ «Ачинская школа № 3» представляет собой совокупность единых организационных и методических требований и мероприятий, обязательных для обучающихся, педагогов, родителей (законных представителей), медицинских специалистов и другого персонала КГБОУ «Ачинская школа № 3».

1.6. Режим зрительных нагрузок – хорошо продуманный распорядок и организация зрительного труда в соответствии со зрительными функциональными возможностями и потребностями ребёнка, обеспечивающий стойкое сохранение зрительной работоспособности в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями зрительной системы, способствующий профилактике зрительного утомления.

 

2.Требования к освещению и учебному оборудованию

2.1. Должно быть обеспечено максимальное использование естественной инсталляции - дневного света. В учебных кабинетах обеспечивается - боковое левостороннее естественное освещение, с применением солнцезащитных устройств. Недопустимо направление основного светлого потока справа, спереди и сзади.

2.2. Искусственное освещение обеспечивается люминесцентными или светодиодными лампами. Освещенность в учебных помещениях, где занимаются обучающиеся с нарушением зрения от 500 до 1000 ЛК.

2.3. При необходимости рабочее место ребёнка с нарушением зрения (глаукома) оборудовано светильниками местного освещения. Светильники имеют жесткое крепление к поверхности стола и гибкий кронштейн, позволяющий менять угол наклона и высоту источника света. Свет падает с левой стороны или прямо.

2.4. Для создания комфортных световых условий детям со светобоязнью (освещение не менее 500 лк.) над их учебными столами предусматривается раздельное включение отдельных групп светильников общего освещения.

2.5. Для создания равномерной освещенности в классных помещениях предусмотрены солнцезащитные приспособления.

2.6. Влажная уборка оконных стекол проводится не реже 1-2 раз в месяц изнутри и не реже 3-4 раз в год снаружи.

2.7. Исключено замерзание стекол.

2.8. Исключено размещение комнатных растений на подоконниках.

2.9. Деревья с густой лиственной кроной произрастают не ближе 15 м от школы.

2.10. Рабочие поверхности парт имеют матовое покрытие цвета натуральной древесины.

2.11. Используется учебная мебель с регулируемым наклоном столешницы: крышка поднимается и ставится под нижним углом. Это даёт возможность ребёнку при чтении сидеть относительно прямо, не слишком наклоняя голову и туловище.

2.12. Учебные столы для слабовидящих детей устанавливаются ближе к педагогу и доске; парты детей, страдающих светобоязнью, размещаются дальше от окон и источников света.

2.13. В целях улучшения условий зрительной работы обучающихся выбор цвета при окраске учебных помещений используются светлые матовые цвета, которые уменьшают утомление, снижают зрительное напряжение.

2.14. В учебных классах устанавливаются темно-зеленые классные доски с матовой поверхностью. Настенные доски расположены таким образом, чтоб нижний край находился над полом на расстоянии 65-75 см.

2.15. Используются цвета мела (маркера) контрастного по отношению к цвету доски. В целях профилактики напряжения глаз запрещено линовать доску белым мелом.

2.16. Дополнительный подсвет учебной доски для освещённости в вертикальной плоскости обеспечивается софитами.

 

3. Общие требования к использованию технических средств обучения

3.1.В целях повышения наглядности, точности и полноты информации об изучаемом объекте или явлении, увеличении скорости освоения материала, предлагаемого учащимся, используются технические средства обучения (ТСО), обеспечивающие более образную и эмоциональную форму подачи учебного материала, повышающие интерес и внимание учащихся к изучаемому материалу и облегчающие его восприятие.

3.2.В целях снижения нагрузки на зрительный анализатор при использовании технических средств обучения должны быть созданы условия, которые обеспечивали бы сохранение устойчивого уровня работоспособности учащихся в процессе занятий в школе.

3.3. К необходимым условиям, обеспечивающим необходимый комфорт обучающихся относятся:

3.3.1. обязательное проветривание классной комнаты перед началом демонстрации и после ее окончания;

3.3.2. хорошее качество изображения на экране, в том числе его яркость и контрастность;

3.3.3. удаление центра экрана от пола при демонстрации 1,1-1,5 м;

3.3.4. расстояние зрителей от экрана индивидуальное: учитывается острота зрения детей вдаль, характер зрения и сопутствующие нарушения.

3.4. Не допускается просмотр в полной темноте.

3.5. В солнечные дни при просмотре окна обязательно закрытие окон(жалюзи, легкие светлые шторы).

 

4. Требования к организации учебной деятельности

4.1.При проектировании образовательного процесса для обучающихся с нарушением зрения педагог должен учитывать необходимость соблюдения режима зрительных нагрузок

4.2. Режим зрительных нагрузок предполагает чередование работы глаз с их отдыхом, ограничение непрерывной зрительной работы в соответствии с состоянием зрительных функций, создание комфортных для зрения внешних условий для выполнения зрительной работы, подбор объектов восприятия в соответствии с офтальмологическими требованиями

4.3. Педагог, работающий с обучающимися с нарушением зрения должен знать и контролировать наличие симптомов зрительного утомления: общая усталость, чувство тяжести, боли в глазах и голове, снижение внимания, падение работоспособности, увеличение частоты физиологических миганий, слёзотечение во время зрительной работы, ребёнок снимает очки, трёт глаза

4.4.При проектировании образовательного процесса педагог должен учитывать:

4.4.1.особенности продолжительности работоспособности обучающихся с нарушением зрения: у школьников младших классов с нарушением зрения работоспособность понижается к концу третьего урока, а самая высокая работоспособность наблюдается на втором уроке;

4.4.2. допустимую продолжительность непрерывной зрительной нагрузки: она не должна превышать в начальных класса – 10 минут; в основной школе – 15 минут;

4.4.3. особенности включения в работу: в первые 5-10 минут у учащихся начальных классов отмечается низкая работоспособность; наибольшая работоспособность наблюдается между десятой и двадцатой минутами урока; в последние 10-15 минут работоспособность снижается

4.5.особенности организации условий при различных нарушениях зрения:

4.5.1.Миопия высокой степени, осложнённая или врождённая

4.5.1.1.Причины возникновения осложнений, противопоказания:

- напряжённая зрительная работа с мелкими деталями и низкой освещённостью;

- длительная без своевременного отдыха зрительная нагрузка;

- резкий избыточный свет;

- -резкие и длительные наклоны головы и туловища;

- подъём тяжестей;

- сотрясение тела, вибрация;

- вынужденная рабочая поза, требующая длительного пребывания в согнутом положении с наклоном головы вниз.

4.5.1.2. Рекомендации по применению средств обучения:

- исключается мелкий печатный шрифт;

- крупный печатный шрифт (16-18 кегель); высота буквы (цифры) при письме в тетрадях 5-5,5 мм, на доске–12-14см; межбуквенные (межцифровые) пространства – 3мм.;

- мелкие натуральные объекты (семена, насекомые и т.д.) заменяются увеличенными изобразительными пособиями без мелкой деталировки;

- используются пособия для бисенсорного типа восприятия (зрительного и осязательного) с контрастным (90-100%) исполнением, с минимальной загруженностью перцептивного поля;

- цветоисполнение изобразительных пособий преимущественно в оранжево-жёлтых и зелёных тонах; черные изображения следует давать с увеличением контрастности в два раза;

- замена демонстраций пособий на работу с аналогичным раздаточным материалом на рабочем столе;

- постоянный контроль за осанкой, применение работы стоя за столом (конторкой) (чтение, пересказ, прослушивание);

- рекомендуются коррекционные приемы по определению размеров (масштабности), сравнительный разбор объектов;

- рекомендуются упражнения на тренировку аккомодации (предъявление объектов для опознания на различном расстоянии).

4.5.1.3. Эргономические условия:

- место ребёнка на занятии в передней половине, ближе к источнику естественного освещения (окну);

- освещённость поверхности рабочего стола – 500 ЛК при проведении лабораторных и практических работ от 1000 ЛК до 1500 ЛК;

- допустимая зрительная нагрузка 10 мин., отдых (работа с опорой на слух) – 10 мин.;

- зрительная гимнастика не менее двух раз на протяжении урока;

- наличие на рабочих столах подставок для рассматривания изображений и чтения;

- наличие конторок или кафедральных надстроек для работы стоя;

- чёткое выделение общего контура изображения;

- усиление цветового контраста;

- выделение главного изображения контуром, линиями, цветом;

- уменьшение количества второстепенных деталей;

- выделение переднего, среднего и заднего планов в многоплановых сюжетных изображениях;

- при работе на пришкольном участке, в лаборатории чередование практических действий с наблюдением;

- занятия на пришкольном учебно-опытном участке без резких движений и длительных наклонных положений, исключить мелкую работу (посев семян, пикировка рассады, прореживание всходов);

- строгое соблюдение режима дня, занятия на свежем воздухе, закаливание.

4.5.2. Заболевания хрусталика: катаракта, афакия (отсутствие хрусталика), смещение хрусталика, подвывих хрусталика.

4.5.2.1. Причины возникновения осложнений, противопоказания:

- сотрясение (постоянное и эпизодическое);

- вибрация;

- значительная физическая нагрузка;

- вынужденная рабочая поза (постоянный наклон головы).

4.5.2.2. Рекомендации по применению средств обучения:

- подбираются натуральные объекты и их изображения различной величины, сложности и деталировки в зависимости от разновидности патологии и остроты зрения;

- цветоисполнение изобразительных пособий преимущественно в жёлто-красно-оранжевых тона;

- использование демонстрационных приемов показ таблиц, схем, натуральных объектов;

- проведение лабораторно-практических работ с микроориентировкой и использованием мелких препаратов, практиковать использование мелких операций с объектами, формировать мелкую моторику.

4.5.2.3. Эргономические условия:

- место ученика в кабинете в большинстве случаев во второй половине помещения;

- освещённость поверхности рабочего стола – 300-500 ЛК, при проведении лабораторных работ до 1000 ЛК;

- допустимая зрительная нагрузка – 10 - 15 мин., отдых – 7-10 мин. - работа на слух, устное выполнение заданий;

- контроль правильного использования глазных линз и сменных очков;

- виды работ на пришкольном участке – без сотрясения тела;

- ограничение физических нагрузок при трудовых операциях для учащихся с афакией и подвывихом хрусталика, исключить резкие движения и подъем тяжестей.

4.5.3. Глаукома

4.5.3.1.Причины возникновения осложнений, противопоказания:

- значительные нервно-психические нагрузки;

- постоянный наклон головы;

- физические нагрузки с сильным напряжением, сильным наклоном туловища, с низким наклоном головы;

- наклоны туловища вниз;

- пребывание в жарком помещении, на солнце;

- длительное пребывание в затемнённом помещении;

- зрительная работа в плохо освещённом помещении;

- длительное положение головы лицом вниз.

4.5.3.2. Рекомендации по применению средств обучения:

- натуральные и изобразительные пособия без мелкой деталировки с рельефно-цветовым исполнением;

- контрастность изобразительного материала в пособиях 80-100%;

- выделение существенных признаков предметов в изобразительных пособиях контрастным цветом и рельефом;

- замена мелких натуральных объектов их адаптированными изображениями;

- формирование навыков последовательного поэтапного обследования натуральных и изобразительных пособий, отработка умений ориентироваться в пособии (начало обследования, последовательность его хода, выделение сигнальных признаков) с помощью дефектного зрения и осязания;

- исключается показ кино-диа-видеофильмов при длительном затемнении кабинета 9просмотр не более 15 минут;

- исключаются из лабораторного практикума работы и задания с мелкой деталировкой (строение семян, древисины, внешнее и внутренне строение насекомых);

4.5.3.3. Эргономические условия:

- место ребёнка на занятии в первой половине помещения;

- освещённость поверхности рабочего стола 500 ЛК при проведении лабораторных и практических работ от 1000 ЛК до 1500 ЛК;

- дополнительное освещение рабочего стола;

- допустимая зрительная нагрузка 10 мин., отдых – 10 мин. - работа с опорой на другие анализаторы;

- исключается работа на пришкольном учебно-опытном участке и на экскурсионных занятиях в природе в жару и на солнцепеке, очень ограничены физические нагрузки ( в 20 раз по сравнению с нормой);

- запрещены резкие наклоны головы, туловища, подъем тяжестей;

- при остром приступе обязательное освобождение от занятий, мероприятия на снятия приступа.

4.5.4. Атрофия зрительного нерва.

4.5.4.1.Причины возникновения осложнений, противопоказания:

- значительная физическая нагрузка;

- работа связанная с быстрым утомлением;

- зрительная работа во второй половине дня.

4.5.4.2. Рекомендации по применению средств обучения:

- при подготовке раздаточного дидактического материала обращается внимание на информационную нагрузку перцептивного поля (снижение нагрузки на 40% по сравнению с нормой);

- контраст изобразительных пособий, изучаемых объектов 80-100%;

- особое внимание к белому и красному цветам (различение натуральных объектов с этой окраской с помощью фоновых экранов;

- темповые нагрузки на занятиях снижаются на 60% по сравнению с нормой;

- загруженность практической деятельностью снижается в 3-4 раза по сравнению с нормой;

- на уроках и экскурсиях практикуются коррекционные упражнения на совершенствование реакций слежения и фиксации взора, развитие переферического зрения (проследи движение гусеницы, дождевого червя, найди поражение на коре дерева, как изменяется прозрачность воды при растворении в ней известняка и др.)

4.5.4.3.Эргономические условия:

- место ученика в большинстве случаев во второй (от классной доски) половине кабинета;

- освещённость рабочего стола 500-100 ЛК;

- допустимая зрительная нагрузка до 10 мин., отдых 3-5 мин.;

- не менее двух зрительных гимнастик за урок;

- темповые нагрузки снижаются на 60 % по сравнению с нормой;

- постоянный контроль за утомлением ребёнка.

4.5.5.Патология сетчатки

4.5.5.1.Причины возникновения осложнений, противопоказания:

- значительная физическая нагрузка;

- резкие движения;

- подъём тяжестей;

- требуется ограничить наклоны головы и туловища.

4.5.5.2. Рекомендации по применению средств обучения:

- при подборе и изготовлении изобразительных пособий используется цветоконтрастная унификация (цвет соответствует определенной классификационной группе, системе, органу и др.) в соединении с рельефным изображением;

- изобразительная информация в рисунках не должна быть перегружена (до 10 рассматриваемых объектов);

- контраст изображений 90-100%;

- при значительном сужении поля зрения сложные изображения разделяются на составляющие и используется поэтапная методика подача материала с выходом на целостный образ без второстепенных деталей;

- темповые нагрузки для детей (особенно с суженным полем зрения) в 3-4 раза медленней по сравнению с нормой;

- под особый контроль берутся дети с отслойкой сетчатки.

4.5.5.3. Эргономические условия:

- место ученика в первой половине и в середине кабинета;

- освещённость поверхности рабочего стола 500 - 1000 ЛК, при проведении лабораторных и практических работ – 1000-1500 ЛК;

- допустимая зрительная нагрузка на уроке до 15-20 минут ( индивидуально) с отдыхом 3-5 минут;

- физические нагрузки без резких движений, без подъема тяжестей, с ограничение наклона головы и туловища.

5. Обязанности медицинских специалистов

5.1.Руководствуясь коллегиальным заключением психолого-медико-педагогической комиссии, заключениями врачей-специалистов, выдать индивидуальные рекомендации педагогическим работникам для учета при разработке и реализации программ по предметам, организации образовательного процесса для обучающихся, имеющих нарушения зрения

5.2.Осуществлять контроль соблюдения офтальмологического режима в целом и отдельных его составляющих педагогами, обучающимися, родителями

5.3.Осуществлять контроль своевременного диспансерного наблюдения у врача офтальмолога (окулиста): выдавать направления на диспансерный осмотр родителям (законным представителям), контролировать его выполнение

5.4.Проверку остроты зрения с помощью таблицы Сивцева проводится медицинскими специалистами два раза в год: в сентябре и в мае. При выявлении признаков снижения остроты зрения родителям (законным представителям) выдаются направления для посещения врача-специалиста (окулиста), осуществляется контроль выполнения

 

6.Обязанности педагогических работников

6.1.Каждый педагог обязан выполнять рекомендации Психолого-медико-педагогической комиссии в части специальных методов обучения детей с нарушением зрения, требования настоящего Положения, доведенные рекомендации врачей КГБОУ «Ачинская школа № 3»

6.2. Каждый педагог обязан учитывать особенности нарушения зрения у обучающихся при проектировании образовательного процесса, разработке и реализации рабочих программ по предметам

7. Обязанности родителей (законных представителей)

7.1.Поддерживать тесную связь с медицинскими специалистами КГБОУ «Ачинская школа № 3»

7.2.Обеспечивать своевременное прохождение диспансерного обследования у врача-специалиста (окулиста)

7.3.Обеспечивать выполнение рекомендаций врачей-специалистов, медицинских специалистов учреждения

7.4.В домашних условиях создавать благоприятные офтальмологические условия

в обязательном порядке контролировать время работы за компьютером, с мобильными устройствами, продолжительность просмотра телевизора

8.Контроль соблюдения офтальмологического режима

8.1.Периодический плановый контроль соблюдения офтальмологического режима осуществляют медицинские специалисты КГБОУ «Ачинская школа № 3»

8.2.Соблюдение требований офтальмологического режима учитывается при проведении внутренней экспертизы профессиональной деятельности педагого

 

linia doveria

 

pdd

 nujno